учитель математики
МБОУ "Школа № 3", г. Юрьев-Польский, Владимирская область
Условия возникновения и становления опыта.
Одним из важнейших направлений осуществляемой в настоящее время модернизации российского образования является его информатизация. Сейчас уже невозможно представить себе современное общество без компьютера, который становится универсальным средством обработки, хранения и представления информации. Это и обосновывает выбор темы опыта.
Использование ИКТ как средство дистанционного обучения математики позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создать условия успешности каждого ученика, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.
Введение ФГОС ООО предполагает построение образовательной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и психологических, физических особенностей обучающихся. Всем участникам образовательного процесса необходимо обеспечить равные возможности получения качественного среднего общего образования, изучения предметов как обязательных предметных областей, так и дополнительных учебных предметов, курсов по выбору (в том числе на углубленном уровне), а также внеурочных занятий. Кроме этого с введением в школах экзаменов в форме ЕГЭ появилась необходимость в оказании индивидуальной помощи обучающимся при подготовке к экзаменам, где в полной мере должны реализовываться принципы индивидуального подхода к учащимся. Следовательно, введение дистанционного обучения в школе позволяет открывать новые возможности, значительно расширяя информационное пространство и информационную сферу обучения.
Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность опыта вытекает из необходимости предоставления всем обучающимся равных условий в получении качественного образования, создания комфортных условий для удовлетворения индивидуальных потребностей всех участников образовательного процесса.
Настоящий опыт формировался под влиянием ряда объективных противоречий:
между едиными программными требованиями к изучению математики и разным уровнем способностей обучающихся, различным темпом усвоения учебного материала;
необходимостью освоения обучающимися большого объема общеучебных, информационных и других умений и навыков и недостаточным количеством времени на уроке;
между падением интереса к математике и необходимостью получения дополнительных знаний по предмету для качественной сдачи ЕГЭ.
Для решения вышеназванных противоречий появилась необходимость внедрения в образовательный процесс дистанционных технологий.
Необходимость введения технологии дистанционного обучения обусловлена также следующими факторами:
• работа с часто болеющими учащимися;
• работа со слабоуспевающими обучающимися, работа с одаренными детьми;
• потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателя.
Ведущая педагогическая идея.
Дистанционное обучение неотъемлемая часть современного образования, позволяющая самореализоваться учащимся как на уроке, так и внеурочное время. Информационные компьютерные технологии, а так же современные гаджеты позволяют в полной мере осуществлять такое обучение.
Теоретическая база.
Новые образовательные стандарты в эпоху полной информатизации общества должны коренным образом изменить организацию учебного процесса. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ на путях модернизации образования.
Применение ИКТ на уроках способствует повышению интереса, мотивации к учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями Доманова С.Р., Полат Е.С. и др. Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы обучающиеся мог самостоятельно приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы. Реализуя межпредметные связи в сочетании с современными мультимедийными возможностями и значимости уроков математики обучающихся можно найти массу методов, приёмов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся. Педагог - новатор (Роберт И.В.) определяет учебную деятельность, которая реализуется в информационно-коммуникационной среде, как динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся, обучаемым и средствами ИКТ.
Дистанционное обучение трудно назвать новой технологией обучения, так как оно существует несколько десятков лет. До эпохи информационных технологий его основным приложением было заочное образование в высших учебных заведениях. Передача учебного материала от учителя к ученику осуществлялась в основном через почтовые службы. При этом проявлялось несколько недостатков: - обучение было затруднено, если ученик и обучающее учреждение находились в разных странах; - так как передача информации в основном осуществлялась через почту, то общее время обучения было велико. Можно сказать, что первым шагом к созданию дистанционной формы образования было введение в широкую образовательную практику иллюстрированных учебников Яном Амосом Коменским (первый учебник с иллюстрациями – «Мир чувственных вещей в картинках», выпущенный в 1658). Многие исследователи считают его родоначальником дистанционного образования. Прототипом дистанционного обучения считается «обучение по переписке», фундамент которого был сформирован в ведущих европейских странах в середине 19 века. Начало положили Ч. Тусен и Г. Ланченшеуйд, которые основали в Берлине в 1856 году институт с обучением иностранных языков в заочной форме. В 1858 г. Лондонский университет разрешил допускать для защиты дипломных работ без предварительного обучения. В нём было разрешено сдавать экзамены на все специальности, кроме медицинских специальностей, независимо от того как обучаемый приобрёл знания, самостоятельно изучая материал или с помощью переписки. В 1874г. в одном из американских университетов возникает корреспондентское обучение стенографии. Благодаря этому обучаемый мог отсылать свои работы преподавателю и получать по почте рекомендации и оценку проделанной работы. Это стало возможным благодаря стабильности и регулярности почтовых служб. С большим воодушевлением это было воспринято теми, у кого не было возможности получить образование другими способами.
Развитие дистанционного обучения в России начинается в н. 90-х г. На 1997 год количество образовательных учреждений в России достигало отметки 100 и продолжало активно расти. Технологию дистанционного обучения, можно определить, как систему средств, методов и форм обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования. Другими словами можно сказать, что технология дистанционного обучения является формой организации учебного процесса, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие обучаемого и обучающего на расстоянии с помощью открытых каналов доступа. В процессе реализации технологии дистанционного обучения могут быть использованы традиционные и инновационные средства обучения, которые основываются на применении различной компьютерной техники и прочих новых информационных технологий.
Сетевыми средствами доставки материалов являются электронная почта и всемирная сеть интернет. У технологии дистанционного обучения, как и у каждой технологии обучения, существуют свои недостатки и достоинства.
Обучающиеся учатся столько, сколько им необходимо для изучения курса по выбранной теме. Обучение может проводиться в свободное время и на большом расстоянии от учебного заведения. В дистанционном обучении используются новые информационные технологии упрощающие процесс обучения.
Отрицательной стороной дистанционного обучения является то, что отсутствует живой контакт между учителем и учеником, а также между другими учениками. Не все учащиеся могут иметь необходимое техническое оборудование, что затрудняет процесс обучения.
И всё же дистанционное обучение имеет перспективы в развитии, потому что является для некоторых людей наиболее удобным.
Говоря о доступности дистанционного образования, хочется вспомнить, что современные мобильные устройства уже сегодня во многом способны заменить стационарные рабочие места за персональным компьютером. А это значит, что ученик при желании может уделять учёбе каждую свободную минуту. Разумеется, для полноценного использования такой возможности необходимы хорошие программы и так называемые прошивки для мобильных устройств. Однако и это не проблема, поскольку существует достаточно веб-ресурсов, где можно скачать нужное программное обеспечение.
Технология опыта.
Цель опыта: Создание условий для сомореализации учащихся на уроках математики через применение ИКТ иДОТ.
Использование ИКТ открывает перед учащимися огромные возможности самореализации, превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления, повышает интерес к математике.
Первым шагом использования ИКТ (2006-2008) стал переход на оформление основной документации в электронном формате (календарно-тематические планы, разработки уроков, раздаточный материал: тесты, карточки и др., презентации к урокам).
Вторым шагом использования (2009-2015) – фрагментарное использование компьютера на всех видах и этапах урока.
При использовании учителем компьютерной техники только для наглядной демонстрации учебной информации урок проводится в классе с одним комплектом аппаратных средств.
Работа учащихся на медиауроке может быть организована в разных формах:
• фронтально - просмотр видео-фрагментов, наблюдение за изменениями объектов;
• индивидуально - выполнение практических работ, решение задач.
№
Этапы урока
Форма мультимедиа ресурса
Цель использования
1
Организационный этап
-слайд с темой
1. Повышение эффективности процесса обучения;
2. Получение информации об изучаемом явлении;
3. Ускорение передачи информации;
4. Помощь учителю в интенсификации процесса обучения (сокращение времени);
5. Повышение наглядности обучения;
6. Расширение дидактического инструментария учителя;
7. Усиление информативности обучения;
8. Повышение интереса к обучению.
2
Актуализация знаний
-видеоклип
-коллаж
-слайд-шоу с вопросами для изучения
3
Организация проверки домашнего задания
-презентация-контроль
-презентация-тест с анимацией
4
Объяснение нового материала
-презентации-сопровождения
-презентация-лекция (познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом)
-презентация-модель — с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи
-слайд-шоу
-коллаж
-видеоклип
5
Закрепление и систематизация знаний
-презентация-задание
-иллюстративное сопровождение к заданию
6
Физкультминутка
-презентация – анимация
-мини-видео
7
Домашнее задание
-презентация-задание
-QR – код (закодированные задания, использование смартфонов)
8
Рефлексия
-презентация-анимация
-презентация-тест
Воздействие учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Обучающийся может все видеть на экране, слышать, а если урок красочный, наглядный то он, конечно же, вызовет его интерес, а ведь именно интерес является средством обучения, средством активизации познавательной деятельности.
Внедрение и использование мультимедиа-технологий в преподавании выявило ряд положительных сторон. Например, применение мультимедийного проектора и интерактивной доски позволило в ходе урока наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного продукта, в том числе с помощью слайд - презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата.
И третий шаг (с 2015) – это использование ДОТ во внеурочное время.
Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс проводится с использованием различных инструментальных средств. Это электронная почта, группы в социальной сети VK. Электронная почта является наиболее удобным и быстрым способом передачи информации, учебных материалов как одному, так и многим учащимся. Существенный ее недостаток – однонаправленная связь. Для двусторонней связи приходится несколько раз обмениваться сообщениями, что не очень удобно. Поэтому обсуждение общих вопросов организуется в «беседе» в социальной сети VK. Здесь же обучающиеся получают консультацию учителя или одноклассников при появлении проблем с домашней работой.
Проводилась апробация использования смартфонов на уроке (считывали QR – код, с ключами). Но пока этот вид деятельности в моей практике только на начальной стадии. И о результативности сказать пока не могу.
Еще один вид дистанционных технологий стала работа в образовательной среде Moodle. (Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда.Moodle - это пакет, который обычно определяют как CMS (система управления курсами) или LMS (система управления обучением). Главные достоинства этой среды - возможность доработать ее под особенности каждого образовательного проекта в соответствии с запросами пользователей. Основная учебная единица Moodle – это учебные курсы.
Главным достоинством такого вида ДОТ является то, что каждый ученик работает в комфортном для него темпе, исходя их своих возможностей. При этом ребенок не испытывает чувства неуверенности в своей деятельности, так как в процессе работы он получает индивидуальную консультацию или дозированную помощь от учителя.
Основные формы контроля в системе Moodle – вопросы, решение практической задачи, тест.
С целью повышения качества подготовки к экзаменам для учащихся 8-9 классов была организована работа дистанционных курсов по математике «Практикум по математике (ОГЭ 1 часть», «Практикум по математике (ОГЭ 2 часть». Материал курса рассчитан на учеников с разным уровнем подготовки. Теоретическая часть курса сопровождается презентацией, видео-материалами (пока не авторскими) что облегчает процесс восприятия и усвоения, повторения материала. Наглядность представления материала позволяет учащимся с разным уровнем обученности самостоятельно разобрать новую тему, повторить старую. В случае необходимости обучающиеся получают консультацию у учителя. Отработка материала идет в ходе решения практических заданий разного уровня сложности, а также выполнения тематических тестов.
Дистанционный модуль можно использовать если обучающийся пропускает несколько занятий, то он самостоятельно изучает новый материал, прочитав лекцию и просмотрев презентацию, видео-урок к данной теме. Выполнение практических заданий позволяет закрепить изученный материал. А применение средств ИКТ при общении с учителем и одноклассниками значительно повышает мотивацию у школьников.
Рассматриваемые дистанционные технологии обеспечивают овладение умениями и навыками для самостоятельного приобретения знаний, планирования своей деятельности, постановки конкретных задач, самооценки и самоконтроля, а также умения прогнозировать результаты своей деятельности. Что говорит о самореализации ученика.
Новизна опыта.
Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через применения современных образовательных технологий на уроках математики и дистанционных технологий во внеурочной деятельности.
Новизна данного опыта предусматривает:
- повышение эффективности учебного процесса и интереса к изучаемому предмету;
-изменение подходов к преподаванию математики;
- изменение условий обучения с применением мультимедийных информационных технологий;
- обеспечение возможности каждому обучающемуся продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может;
- деятельность учителя ориентирована на индивидуальные потребности обучающихся;
- в центре внимания учителя- выявление индивидуальных возможностей и интересов обучающихся;
- контроль, тестирование предполагают помощь обучающимся в выявлении склонностей и активизации интересов обучающихся;
- максимальное включение обучающегося во все формы активности, расширение его реального опыта.
Результативность.
Результаты работы по данной проблеме прослеживаются в прилагаемом мониторинге, который подтверждает эффективность данного опыта.
1. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по математике:
2006 год – Помыткина С (9 кл) -3 место, до использования опыта
2009 год – Рогов И (9 кл) – 2 место; внедрение ИКТ
2015 год – Баженов А (6 кл) – 2 место, Ерофеева М. (7 кл) – 1 место; использование ИКТ и ДОТ;
2016 год – Баженов (7 кл) – 1 место, Ерофеева М (8 кл) – 1 место;
2017 – Баженов А (8 кл) - 1 место.
2. Мотивация.
Результат опроса 119 учащихся с 5-9 классов.
3. С Активность.
Участие учащихся в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах, Интернет-конкурсах, Интернет проектах.
1) Региональная Заочная викторина по математике:
2016 год Марковец Е. (5 кл) – лауреат, Злобин А (5 кл). – лауреат,
2017 год Марковец Е (6 кл) – лауреат.;
2) Муниципальный предметный конкурс «Математический экспресс» 2016 год (команда 5-6 кл) – 2 место; 2017 год – 2 место
3) Муниципальный конкурс по математике «ОГЭ – на «отлично»!» (8-9 кл) 2017 год – Ерофеева М – 1 место;
4) Олимпиада по математике для 5-9 классов на платформе «Учи.ру».
Баженов А, Емельянов Д, Графская Е – победители,
Матвеенко А, Сергеева К –лауреаты.
5) Региональный сетевой проект «Золотое сечение» -.КТ 89,9%
4. Одним из показателей сформированности данной компетенции является умение учащихся проводить исследовательскую работу. Так исследовательская работа ученика 7 класса Рогова Ивана «Волшебный лист Мёбиуса». Защита работы была представлена как мастер-класс в рамках школы среди учащихся 6-9 классов. Также велись коллективные исследовательские работы учащимися 5 класса «Математики Владимирской земли», ребята не только нашли имена Владимирских математиков, но и изготовили карту Владимирской области и нанесли на неё фотографии ученых. Учащиеся 6 класса вели работу над темой «Математики Древней Греции», их работа была представлена в виде презентации и множества наглядностей, которые они сделали своими руками (так например: «Архимедов винт»). Весь материал учащиеся находили с помощью Интернет –ресурсов. Хромов Алексей, ученик 8 класса провел исследовательскую работу по теме «Матричный метод решения систем уравнений», Рогов Иван работал над темой «Теорема Пифагора», искал новые для себя пути ее доказательства, Графская Екатерина и Сергеева Ксения (8 класс) изучали «Золотое сечение» в рамках регионального проекта.
Адресная направленность.
Опыт по использованию ИКТ как средство дистанционного обучения математики с целью самореализации учащихся может применяться учителями математики как городских, так и сельских, малочисленных школ, при наличии компьютерного класса, Интернета, смартфона или планшета.