Высшая школа делового администрирования
Конференции

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Каменская Елена Александровна
педагог-психолог, воспитатель
МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 177, г. Воронеж

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который придавал большое значение в жизни человека ярким и волнующим событиям, вызывающим позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.
По Далю «событие» -это и событность кого с кем, пребывание вместе (в соединении с кем-чем-нибудь, в общении с кем-нибудь), совместность, и происшествие, нарушившее обычный ход вещей.
По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. Поэтому признаками события можно считать наличие субъективного переживания, ценностно-смысловой основы общности и деятельности данной общности.
Многие авторы рассматривают образовательное событие и педагогическое событие как синонимы. Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности. Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
Под педагогическим событием понимается развивающая ценностно - ориентированная встреча взрослого и ребенка, длящаяся в объективной реальности или в сознании субъекта (Д. В. Григорьев). В этом контексте также создаются условия для совместного проживания всех участников творимого смысла действия, конечным результатом которого становится развивающаяся личность, промежуточным результатом является ее духовное возвышение над повседневностью, зафиксированное в поступках и отношениях к другим людям, к продуктам их культуры. Ценность заключается в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.
Образовательное событие в системе дошкольного образования является такой формой совместной деятельности как правило педагогов и детей, которая планируется и целенаправленно организуется с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Особенностью образовательного события является появление образовательного результата (продукта) материального и нематериального, возникшего в ходе специально организованного взаимодействия.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на создание условий для развития ребенка во взаимодействии с родителями, а также поддержку детской инициативы и творчества. Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, окружающим социумом. Сущность образовательного события в данном случае, заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно с родителями проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель.
Реализация событийного подхода в воспитании предполагает наличие в воспитательной системе ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся, лично и общественно значимых дел, внутренних ценностей и смыслов создаваемой детско-взрослой общности. Такими событиями становятся проведения массовых праздников, тематических развлечений, развлечений-импровизаций, музыкальных гостиных, проектной деятельности, КВН, творческих мастерских, экскурсий, игротек, концертов, сохранение и создание различных ритуалов, организация особенно значимых творческих коллективных дел.
Для того, чтобы грамотно организовать образовательное событие в образовательной организации, мы выделили несколько этапов, на каждом из которых должно быть взаимодействие педагогов - воспитателей, специалистов - и семей воспитанников:
1 этап: определение тематики образовательных событий в соответствии с содержанием образовательной программы.
2 этап: – постановка целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.
3 этап: подготовка к образовательному событию.
4 этап: проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.
5 этап: аналитический, проводится рефлексия, выявляется эффект от участия в образовательном событии.
В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии, которые имеют возможность формирования эффективного образовательного пространства, направленного на формирование целостной, разносторонне развитой личности ребенка, способствуют успешной социализации личности. Реализация событийного подхода в жизни образовательного учреждения предполагает организацию эмоционально насыщенного, незабываемого взаимодействия, является творческим процессом и совместной деятельностью педагогов, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.
Литература
Тихомирова О.В. Образовательное событие как способ реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в детском саду/ О.В. Тихомирова // Детский сад: теория и практика. №1, 2013.
Апрель 2022