Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ

Шаргунова Лариса Витальевна
воспитатель
МКДОУ детский сад № 1 пгт Нагорск Кировской области

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. – слайд 2
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие.
Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. – слайд 3
Ведь ещё К.Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким – нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит на лету».
В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации.
Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной. – слайд 4
ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.- слайд 5
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Свои навыки по ИКТ я применяю в работе:
- с детьми
- с родителями
- с коллегами.
Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, сочетает традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.- слайд 6.
Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:
1. Расширить представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.
2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.
5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка и развить интерес к стихам, загадкам, сказкам.
Успешное решение этих задач необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов. – слайд 7.
v Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
v Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я считаю, что различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
v Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
v Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.
v Принцип наглядности. Дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Работая над темой, я изучила опыты работы других педагогов, и вот что они используют в своей работе, какие программы и методы.–слайд 8.
Ø Программы мультимедийного издательства «Новый Диск» - программно-методический комплекс по «Развитию речи» (автор Алла Юрьевна Коркина) используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.
Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей. – слайд 9.
Ø Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой! » разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия - карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал. «Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.
Ø Продукт из серии «Чудо-малыш - Учись как в сказке», состоит из 5-ти интерактивных DVD дисков. Он появился на свет благодаря исследованиям в области раннего развития детей, которые проводились в США, Великобритании, Японии, России. Уникальная продукция, которая создана по заказу и поддержке Фонда «Русский мир», предназначена для детей от 9-ти месяцев до 7 лет. Интерактивные диски DVD комплектуются аудиодиском с записью текстов сказок. После каждого мультфильма-сказки предлагаются интерактивные упражнения, соответствующие возрасту ребенка. «Чудо - малыш» не только раскрывает перед ребенком удивительной мир сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Заячья избушка» и др.), но и предоставляет широкие возможности для запоминания её содержания. Благодаря предложенным заданиям, воспитатель может провести большую словарную работу, работу над формированием грамматически правильной речи в рамках данного текста с использованием фрагментов иллюстраций к произведению. – слайд 10.
Ø Система электронных мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия.
Ø Электронные компьютерные игры. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми? Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики. Дидактические игры с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.
Ø Электронная сказка. Дети самостоятельно составляют сказку по предложенным иллюстрациям (можно использовать Power Point)
В связи с этим, я в своей работе остановилась на мультимедийной презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме. (Слайд 11).Использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Итак немного по разделам - Звуковая культура речи. Работу над звуковой культурой речи начинаю с восприятия неречевых звуков, использую презентации: «Звуки дома», «Инструменты», «Животные», «Насекомые». Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» - слайд 12, 13.
Развитие фонематического восприятия и овладение элементами грамоты. Здесь я использую такие презентации, как: «Игры со звуками», «Учим азбуку», «Буква заблудилась», «Прочитай по первым буквам».- слайд 14, 15.
Формирование лексико-грамматических средств языка. Например, для создания презентации по формированию лексико-грамматических средств языка, я использовала картинки для развития мышления и речи дошкольников Т.А.Ткаченко. Рассмотрев картинку, дети отвечают на вопросы по содержанию данной картинки. Таким образом, они анализируют и рассуждают. Также, отвечая на некоторые вопросы, поставленные воспитателем, ребёнок может фантазировать, сочинять. По картинке можно также составлять предложения, используя опорные слова, из которых ребёнок должен составить грамматически правильное предложение. – слайд 16.
Развитие связной речи. При составлении описательных рассказов использую опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы служат наглядным планом для пересказа или заучивания стихотворений. Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов. Также использую различные игры для развития связной речи. –слайд 17,18..
«Расскажи сказку».На экране появляется фрагмент из сказки, а дети должны отгадать, что это за сказка и воспроизвести небольшой фрагмент из данной сказки. – слайд 19.
Также использую игру «Узнай сказку». Где дети по небольшим фрагментам из сказок, запечатлённых на картинках, отгадывают сказки.
Игра «Найди недостающего героя сказки». На экране появляется картинка, на которой спрятан герой. Дети должны догадаться, какого героя не хватает на данной картинке. После того, как они отгадают, на пустом месте появляется недостающий герой. –слайд 20
Использование физкультминуток.
Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.
Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
Применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников
Компьютерные технологии сегодня - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Апрель 2022