Конференции

    НАРОДНЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Дмитриева Ольга Николаевна
    воспитатель
    МБДОУ "Детский сад № 1", Курская область, г. Обоянь

    Игра – величайшее чудо из чудес, изобретённых человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связано слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр – в развитии у детей ловкости, смекалки и проворства, кроме того, игры ещё явление и художественно – драматическое. Посредством игр ребёнку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей – серьёзные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни В дошкольной педагогике игра рассматривается как, основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Она является потребностью растущего организма и условием становления человека – члена общества.
    Таким образом, игра значима в человеческой судьбе, в частности детской. Игры – не пустое занятие, это первая школа для ребёнка. Она занимает важнейшее место в жизни ребёнка – дошкольника, поэтому ведущие педагоги рассматривали игру как одно из главных средств воспитания. Одним из более значимых видов игр являются народные игры.
    Народная игра. История возникновения народных игр
    Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, и красках, в играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Весёлые игры – это наше детство. Все мы помним прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли, кто придумал эти игры? Так же как сказки и песни, игры создал народ. Рассмотрим понятие «русские народные игры». Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками. Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости. Русские народные игры для детей дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Так, например, зачины, которые, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
    1.         Возраст играющих. Для детей дошкольников следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счёт введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям ещё очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
    2.         Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
    3.         Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно, если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т.д. участие в игре должно быть интересным для каждого ребёнка.
    4.         Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п. он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.
    В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. Педагог объясняет детям правила игры. Воспитатель должен встать так, чтобы все дети видели его, и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга), чтобы ни к кому не стоять спиной. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры. Водящий может быть назначен воспитателем, детьми или определен с помощью считалок, которые нравятся детям. Считалки всегда бывают рифмованными. Они могут быть веселыми, шуточными. Обычно кто-нибудь из ребят начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить. Вот некоторые из считалок:
    Я пойду куплю дуду,
    Я на улицу пойду.
    Громче, дудочка, дуди,
    Мы играем, ты води!
    ***
    Катилась торба
    С великого горба.
    В этой торбе
    Хлеб, соль, пшеница.
    С кем ты хочешь поделиться?
    ***
    Конь ретивый
    С длинной гривой
    Скачет по полям
    Тут и там.
    Где проскачет он,
    Выходи вон.
    После выбора водящего начинается игра.
    Игра – основа физического воспитания.
    Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Таким образом, можно сделать вывод, что народные игры играют большую роль в развитии и воспитания дошкольников.
    Классификация народных игр
    Игры наших детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.
    1.В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Во время совместных игр ребёнок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми.
    2.В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.
    3. Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого – либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побеждённого или проигравшего.
    4.Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а так же элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения.
    Так же игры можно классифицировать:
    1.По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
    2.По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
    3.По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
    4.По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
    5.По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
    6.По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
    Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить воспитателям детского сада планирование занятий для детей дошкольников, наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы.
    Итак, можно сделать вывод, что народные игры важны в жизни ребёнка. Они разнообразны и интересны детям. Поэтому их использование в дошкольном детстве необходимо.
    А сейчас предлагаю рассмотреть народные игры, часто используемые в нашей работе с детьми дошкольного возраста. Дам описание народных игр, познакомлю с правилами игр.
    Использование народных игр в работе воспитателя дошкольной организаци
    Данные игры мы используем в работе с детьми дошкольного возраста.
    «Горелки»
    В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечётным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Выбирается водящий – он и будет «гореть».
    Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
    Гори, гори ясно,
    Пока не погасло.
    Стой подоле,
    Гляди на поле,
    Едут там трубачи
    Да едят калачи.
    Погляди на небо:
    Звёзды горят,
    Журавли кричат:
    - Гу, гу, убегу.
    Раз, два, не воронь,
    А беги как огонь!
    После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
    Данная игра учит детей действовать по сигналу, развивает ловкость, увёртливость, воспитывает выдержку, умение соблюдать правила игры, формирует дружеские взаимоотношения между детьми.
    «Гуси - лебеди»
    Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси – лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:
    - Гуси – гуси!
    - Га – га – га!
    - Есть хотите?
    - Да, да, да!
    - Так летите же домой!
    - Нам нельзя!
    Серый волк под горой
    не пускает нас домой!
    - Ну летите как хотите,
    Только крылья берегите!
    Гуси летят в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
    Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну летите как хотите, только крылья берегите!»
    Игра «Гуси - лебеди» способствует закреплению умений выполнять действия взятой на себя роли, учит согласовывать слова с игровыми действиями, упражняет в беге с увёртыванием. Также развивает у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции, воспитывает целеустремлённость, положительный эмоциональный настрой.
    «Жмурки»
    Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.
    - Кот, кот, на чём стоишь?
    - На квашне.
    - Что в квашне?
    - Квас.
    - Лови мышей, а не нас!
    После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».
    Правила игры: если «жмурка» подойдёт близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь «жмурку» от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие – либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увёртываться от «жмурки», приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока «жмурка» должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.
    «Краски»
    Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
    Покупатель стучит:
    - Тук, тук!
    - Кто там?
    - Покупатель.
    - Зачем пришёл?
    - За краской!
    - За какой?
    - За голубой!
    Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
    Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они по очереди и разбирают краски. Выигрывает тот покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».
    Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
    В данной игре дети повторяют и закрепляют знания цветов, развиваются навыки диалогической речи.
    «Пустое место»
    Игра «Пустое место» развивает внимательность, скорость реакции, ловкость, способствует улучшению беговых навыков.
    Для ее проведения необходима обширная площадка без объектов, мешающих бегать. Для детей дошкольного возраста правила игры немного упрощены. Все участники, за исключением водящего, встают в широкий круг лицом к середине. Расстояние между играющими должно составлять примерно полшага. Водящий идет с внешней стороны круга и громко декламирует:
    «Я иду, иду, иду, да кого-то выберу.
    Когда стукну — убегу
    Кого стукну — догони.
    Только выбрать не могу».
    Водящий легонько стукает кого-либо из участников по спине и бросается бежать вдоль круга в своем первоначальном направлении. Выбранный игрок бежит в обратную сторону. Цель каждого – первым занять образовавшееся пустое место. Проигравший становится водящим. Если игроки прибежали одновременно, то они оба встают в круг, а водить идет кто-нибудь из желающих.
    «Волк во рву»
    Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.
    «Тише едешь, дальше будешь!»
    Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Задача играющих - как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Но дойти до водящего не просто. Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. Водящий, стоявший до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. Водящий может смешить замеревших ребят. Кто рассмеётся, также возвращается за черту. Игра продолжается. Кто же сумеет занять место водящего?
    Игра «Тише едешь, дальше будешь!» вырабатывает у детей слуховое внимание, выдержку, терпимость.
    «Удочка»
    Участники встают в круг. Ведущий встаёт в центр с «удочкой».
    Удочка - это скакалка. Один её конец в руке «рыбака» - водящего. Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше, чем на длину скакалки. «Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнув через неё. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра. «Рыбки» не должны сходить со своих мест. Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», т.е. дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка». Необходимо соблюдать два условия: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше чем на 10-20 сантиметров.
    «Колечко»
    Перед началом игры определяется ведущий по договоренности или с помощью считалочки. Он выходит на середину комнаты, а остальные игроки садятся в ряд на диване или на стульях. Каждый из них складывает ладони лодочкой. Ведущий берет колечко, зажимает его между ладонями и начинает обходить всех игроков по очереди, при этом он проводит своими сомкнутыми ладонями между ладонями каждого из игроков. Одному из них он должен как можно незаметнее передать колечко, которое игрок зажимает между ладонями и не подает вида, что колечко у него. Ведущий может всячески запутывать игроков, делая несколько кругов и продолжая обходить игроков уже после того, как колечко отдано. Затем ведущий выходит на середину комнаты и говорит фразу:
    - «Колечко-колечко, выйди на крылечко!»
    Тот игрок, у которого колечко, должен встать и выбежать на середину комнаты. А другие игроки должны стараться удержать его на месте. Если игроку удалось выбежать «на крылечко», то он становится ведущим. Иначе он возвращается на свое место, а ведущий все начинает сначала.
    Данная народная игра способствует развитию реакции и интуиции.
    «Золотые ворота»
    Эта игра — предшественница многих популярных забав.
    В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».
    Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
    «Воротики» произносят:
    «Золотые ворота
    Пропускают не всегда!
    Первый раз прощается,
    Второй запрещается,
    А на третий раз
    Не пропустим вас!»
    После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
    Игра развивает ловкость, реакцию.
    «Вышибалы»
    Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных кон­цах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которо­го мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки, Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.
    Правила:
    1. Если «вышибала» бросил мяч недостаточно силь­но, то любой игрок может его поймать: он получит до­полнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.
    2. Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.
    3. Последние два игрока сами становятся «вышиба­лами», и игра повторяется вновь.
    4. Иногда договариваются, что игроки могут ловить мяч только с отскока.
    Все эти и многие другие народные игры мы применяем в своей практике. Играем с детьми во время прогулки, в свободное время, а также не исключаем народные игры в дни, когда музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирались игры с менее активными действиями. Подвижные игры проводятся на улице во время прогулки, а в группе используем игры малой подвижности.
    Наблюдая за детьми, мы замечаем, что они стали знать больше игр, возрос интерес к народным играм. Дошкольники стали с удовольствием играть в такие игры. Они стали выносливее, ловчее. При организации народных игр у детей развивается гибкость, быстрота, сила, а также образное мышление, самостоятельность, в целом, укрепляется здоровье.
    Мы заметили, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.
    Заключение
    Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.

    Апрель 2022