Высшая школа делового администрирования
Конференции

АИС «НАВИГАТОР» – ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шайхуллина Анна Николаевна
педагог-организатор
Амитина Оксана Владимировна
методист
Богачева Татьяна Ивановна
методист
МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол

Аннотация: В статье рассматривается вариативность использования учреждением дополнительного образования автоматизированной информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей Белгородской области» как инструмента цифровизации дополнительного образования.
Ключевые слова: цифровизация, информатизация, дополнительное образование, навигатор дополнительного образования.
Качественные изменения в отечественном образовательном пространстве невозможны без глобальных трансформаций и цифровизации – внедрение современных цифровых технологий. Одним из инструментов решения этой задачи является цифровизация образовательного процесса на всех его этапах, в том числе, и дополнительного образования детей.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» по направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование» был утвержден 30 ноября 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Целью проекта было объявлено обеспечение к 2020 году охвата не менее 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными программами дополнительного образования, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей. Как сказано на официальном сайте Правительства РФ, «ключевая цель проекта – сделать доступным дополнительное образование для детей, в том числе по техническим и естественно-научным программам. Срок реализации проекта: с 2017 года по 2025 год (включительно). В результате реализации проекта во всех субъектах Российской Федерации заработают современные системы дополнительного технического и естественно-научного образования для детей, при этом эти программы будут учитывать как интересы детей и их родителей, так и потребности социально-экономического и технологического развития страны» [4].
При реализации дополнительных общеразвивающих программ активно используются сетевое взаимодействие, в том числе с применением дистанционных технологий и электронного обучения, предоставляющих доступ к образовательным программам, инфраструктуре, педагогам и средствам обучения и воспитания для детей вне зависимости от их места проживания. С целью обеспечения информационной открытости системы дополнительного образования детей и формирования эффективной системы навигации семей с детьми с различными образовательными потребностями и возможностями по дополнительным программам создаются информационные порталы, на которых размещаются и постоянно обновляются сведения о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых в конкретном субъекте Российской Федерации и муниципалитете, информация о реализующих их организациях, а также результаты независимой оценки качества деятельности соответствующих организаций семьями детей, осваивающих соответствующие образовательные программы, и результаты мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством дополнительных общеобразовательных программ [1]. Именно с этой целью образовательный процесс в МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» выстраивается с применением возможностей автоматизированной информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей Белгородской области» (далее – АИС «Навигатор»).
Несмотря на заявленную цель создания в первую очередь удобства для родителей и их детей, на самом деле созданная система служит интересам цифровизации, о чем свидетельствует название размещенного на сайте Минпросвещения России документа «Навигатор дополнительного образования детей – инструмент цифровизации региона и управления по данным». В нем плюсами системы помимо прочего называются возможности создания актуальных отчетов в любой момент времени; предоставление услуг записи детей на обучение в электронном виде; встраивания АИС «Навигатор» в техническую и информационную среду региона с возможностью интеграции со смежными информационными системами [2]. Среди дополнительных возможностей следует отметить техническое и информационное обеспечение при внедрении персонифицированного финансирования – выдача сертификатов, контроль средств на счетах сертификатов, учет обучающихся, интеграция с АИС управления образованием региона, ЕСИА и др.
Интеграция АИС «Навигатор» с ЕСИА позволяет эффективно внедрить в учреждении электронный документооборот, что значительно оптимизирует рабочий процесс [8]. Электронный документооборот в информационной системе осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующем деятельность по защите информации, обработке и хранению персональных данных, применение электронной подписи, работу с применением ЕСИА, иными федеральными правовыми актами, правовыми актами Белгородской области [5, 6, 7], на основании которых были приняты локальные акты учреждения, регламентирующие организацию образовательной деятельности с помощью АИС «Навигатор».
Для подписания документов, используемых в информационной системе, заявитель использует простую электронную подпись. Простой электронной подписью признается авторизация заявителя посредством использования логина и пароля (при условии подтверждения личности заявителя путем предоставления последним подтверждающих личность документов в бумажном виде поставщику в порядке, установленном Правилами ПФ ДОД) или применения Единой системы идентификации и аутентификации, используемая для подтверждения действий, проводимых заявителем в информационной системе.
Региональным и муниципальным органам в области управления образования АИС «Навигатор» позволяет получать информацию о наличии, доступности, достаточности и востребованности услуг в сфере дополнительного образования детей, их качестве, а также использовать систему персонифицированного финансирования услуг. Платформа интегрируется и осуществляет обмен данными с иными региональными системами в сфере образования. В качестве условия реализации указывается, помимо прочего, нормативно закрепленная обязанность для учреждений образования по использованию платформы и передаче в нее данных. Данные журналов посещаемости регулярно передаются в Федеральный Навигатор дополнительного образования [3].
Таким образом, АИС «Навигатор» в качестве собственно информационного портала, в котором сконцентрировано большинство актуальных сведений о дополнительных общеобразовательных программах, представляет определенное удобство, облегчающее родителям и их детям поиск интересующей их информации, а также является удобным инструментом цифровизации дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1.         Аналитическая справка о навигаторе дополнительного образования от 18.09.2020 // Общественный уполномоченный по Защите Семьи. – URL: https://ouzs.ru/news/analiticheskaya-spravka-o-navigatore-dopolnitelnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 21.01.2022)
2.         Навигатор дополнительного образования детей – инструмент цифровизации региона и управления по данным // Министерство просвещения России. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/7a1cc8382caa4e6da56c65e431af2657/download/660/ (дата обращения:11.02.2022).
3.         Навигаторы дополнительного образования детей: этапы развития, разнообразие и функциональность / Т. А. Мерцалова, Р. В. Горбовский, А. В. Петлин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2018 – 28 с.
4.         Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в редакции протокола от 30 ноября 2016 года №11. – URL: http://static.government.ru/media/files/MOoSmsOFZT2nIupFC25Iqkn7qZjkiqQK.pdf (дата обращения: 01.03.2022).
5.         Постановлением Правительства Белгородской области от 22.07.2019 №317-пп «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Белгородской области»
6.         Приказ департамента образования Белгородской области от 12 февраля 2021 года № 268 «Об организации работы в автоматизированной системе «Навигатор дополнительного образования Белгородской области»
7.         Приказ департамента образования Белгородской области от 2 февраля 2021 года № 209 «Об автоматизированной информационной системе «Навигатор дополнительного образования Белгородской области»
8.         Симчера М. И. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики / М. И. Симчера. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 16 (306). – С. 322-325. – URL: https://moluch.ru/archive/306/68987 (дата обращения: 01.03.2022).

Апрель 2022