Высшая школа делового администрирования
Конференции

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО» НА ТЕМУ «КОФЕЙНАЯ ГРИЗАЙЛЬ С ТЕМАТИЧЕСКИМ ОФОРМЛЕНИЕМ»

Еникеева Наталья Васильевна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО "ДДТ "Юность" им. В.П.Макеева",
г. Миасс Челябинской области

Большая часть занятий по моей программе «Изобразительное творчество» построена на принципе Наставничество. В основе наставничества «педагог- ученик» лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от педагога к ученику.
Поэтому часто занятия проходят по типу мастер-классов, когда педагог кроме теоретических знаний полностью последовательно ведет практическую работу одновременно с учениками, контролируя каждый этап работы, наставляя, подсказывая правильность выполнения и рекомендуя самый простой путь к достижению нужного результата. В окончании такой работы у всех ребят получаются отличные работы. Каждый ребенок чувствует свой успех. Навыки рисования приобретаются быстрее.
В методической разработке занятии «Кофейная гризайль с тематическим оформлением» получение теоретических знаний, усвоение сложных терминов дается после практических частей занятия, которые в форме мастер-класса выполняются вместе быстро и легко. Так, когда работа уже выполнена и есть результат, легче воспринять, что эта работа относится к художественной технике «гризайль», а значение слова «принт» оказывается мы уже знаем.
Тема занятия: Кофейная гризайль с тематическим оформлением.
Возраст обучающихся 9-11 лет
Цель: Познакомить ребят с современным направлением «Кофейная живопись». Выполнить последовательно вместе рисунок, применяя кофе (мастер-класс). Оформить получившийся рисунок рамкой в технике аппликация анималистическим принтом. Изучить художественные понятия «принт» и «гризайль».
Задачи:
обучающие: обучить рисунку по схеме головы жирафа, научить смешивать нужный тон краски, обучить изображению в технике гризайль, передавать объем тоном, послойной технике, обучить оформлению работы рамкой в технике аппликация, понятиям принт, гризайль.
развивающие: развитие зрительной памяти, пространственного воображения, аккуратности. Развить чувство гармоничного, логичного оформления своего рисунка.
воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. Воспитание чувства уважения к своему творчеству и труду своих товарищей.
Тип занятия: комбинированное
Наглядный материал: Образец готовой работы, фотографии жирафов, распечатанные иллюстрации различных принтов и примеров работ в технике гризайль.
Инструменты и материалы для занятия: лист акварельной бумаги А3, карандаш, 2 чайные растворимого кофе, палитра, кисть нейлон №5, клей-карандаш, лист цветной бумаги (зеленой А4), ножницы, черная гуашь, вода, салфетка.
Ход занятия:
1.         Организационный момент.
Проверка готовности к занятию: наличие инструментов, материалов, спецодежда.
2.         Теоретическая вводная часть. №1
Актуализация знаний.
Ребята, а вы знали, что вместо красок мы можем использовать продукты? Мы можем рисовать, например, соком из ягод, свеклы, граната, шпината, густым чаем или раствором кофе…
Кто-то из вас пробовал рисовать соком, когда пролил его на столе?
Как раз сегодня мы попробуем применить кофе.
Кофейная гризайль или кофейная живопись - весьма популярное направление в современном изобразительном искусстве. Особым интересом пользуется у любителей картин, имеющих "состаренный" вид.
Богатая палитра кофейных оттенков от светло-золотистых до практически черных позволяет создавать мастерам, использующим кофе вместо красок, великолепные кофейные картины в различных стилях. С помощью кофе лучше всего рисовать исторические достопримечательности, улочки, дома, горы, пейзажи, животных.
Техника рисования немного схожа с акварельной живописью. В ней допускается прозрачность, многослойное наложение мазков и постепенная прорисовка деталей. Возможны разные эффекты (подтеки, заливки), которые делают картинку более интересной. Кофе хорошо растекается по мокрой бумаге и дает возможность исправлять недочеты в процессе: убрать лишние пятна сухой кистью или убавить насыщенность добавлением жидкости.
Сегодня с помощью кофе мы нарисуем жирафа и сами оформим нашу работу рамкой в технике аппликации, чтобы рисунок имел законченный вид.
3.         Практическая работа №1. Кофейная живопись. Этапы работы.
Мастер-класс. Педагог показывает последовательно ход работы на своем мольберте перед ребятами.
1.         Проверяем материалы, необходимые для занятия каждому: лист акварельной бумаги А3, карандаш, 2 чайные растворимого кофе, палитра, кисть нейлон №5, клей-карандаш, лист цветной бумаги (зеленой А4), ножницы, черная гуашь, вода, салфетка.
2.         На лист формата А3 в центр приложить лист А4 зеленого цвета и пунктирной линией очень легко обвести его. В этот прямоугольник мы будем вписывать рисунок головы жирафа.
3.         Педагог рассказывает схему построения рисунка, показывает на образце, параллельно поправляет рисунки ребят (ось симметрии, построение от простых форм овалов, к уточнению особенностей формы головы жирафа, прорисовке деталей – глаза, рожки, уши, ноздри…)
4.         Стираем ненужные линии построения.
5.         Готовим раствор кофе: в углубление на палитре наливаем немного воды и мокрой кистью добавляем растворимый кофе, так чтоб получился коричневый раствор. Этим раствором полностью закрашиваем изображение жирафа, должен получиться бежевый оттенок.
6.         Теперь на палитре смешиваем более густой раствор, проходим им по ушкам, морде, рисуем пятна шкуры жирафа. Смотрим на образец и добавляем в рисунок более темные пятна, там где они нужны, последовательно послойно. Обращаем внимание на размер пятен на разных частях головы и шеи, анализируем фото жирафа.
7.         Берем черную гуашь, рисуем глаза, оставляя блики светлыми, ресницы, кончики рожек, ноздри.
8.         «Кофейная» часть работы закончена.

Ребята, мы с вами сейчас, сами того не зная, выполнили работу в технике, которая в изобразительном искусстве называется таким сложным названием, как гризайль.
Красивое французское Grisaille всего лишь обозначает слово «серый». А в изобразительном искусстве так называют особый вид живописи. С его помощью художественные картины создаются градациями тона только одного цвета. Раньше это была гамма серого, коричневого или черного. В современном искусстве таких ограничений уже нет. Работы в технике гризайль могут выполняться в любом цвете.
Педагог показывает распечатанные работу в технике гризайль.


4.         Практическая работа №2. Аппликация. Этапы работы.
1.         Берем лист зеленой бумаги и рвем его на кусочки, размер показывает педагог.
2.         Далее приклеиваем кусочки по образцу на лист А3, ровный край кусочка совмещаем с пунктирной линией на рисунке. Зеленые кусочки могут выходить за пределы листа А3, в конце мы их аккуратно подрежем ножницами.
3.         Между кусочками оставляем пробелы похожие на белые линии (трещины), обращаем внимание, что наш рисунок из зеленых кусочков становится похож на рисунок на шкуре жирафа. Смотрим на экран, на фотографиях анализируем окраску жирафов. Сравниваем.
4.         Нашу работу мы можем закончить надписью, выполненной черной гуашью. Можно добавить в качестве декора веточку.

Ребята, вы заметили, что оформление нашей кофейной работы получилась со смыслом?
Изображение жирафа мы дополняем рамкой с принтом шкуры жирафа. Разные техники объединены в одной работе одной темой. Логика прослеживается во всей нашей работе: изображение, рамка, надпись, декор – все связано с жирафом. Вы спросите: что такое принт? Слово «print» в переводе с английского языка переводится как «печать», «отпечаток», «оттиск», «штамп», «набивная ткань». Термин широко используется в современной моде, при создании дизайна одежды. Его определение звучит так, принт – это узор, изображение, фотография, надпись, которые наносятся на ткань, бумагу, аксессуары и другие однотонные материалы.
Например 6 самых популярных принтов в одежде: полоска, горошек, клетка, цветы, анималистический (шкура животных), этнический (пейсли).
Педагог показывает распечатанные образцы принтов. (Приложение2).
Вы наверное удивились, почему мы взяли зеленую бумагу вместо коричневой…
Так работа выглядит ярче, сочетание коричневый с коричневым несколько скучно. А сочетание: зеленый и коричневый - самое природное, которое может быть, это цвета травы и дерева. Для человека всегда приятно глазу такое сочетание цветов.
5.         Рефлексия
В конце занятия многие ребята сказали, что им очень понравилась эта необычная техника. И они обязательно попробуют рисовать дома еще и соком. Вопрос? Что вам особенно понравилось? А что получилось особенно хорошо?
6.         Контроль, самооценка. Посмотрите на свои работы и оцените их.
7.         Итог занятия. Выставка готовых работ. (Приложение №3)
8.         Источники, литература:
Швейк Сьюзан: Художественная мастерская для детей. 52 урока. Графика, живопись, принт, коллаж. Art Lab.
Инна Толстова: Большая книга творчества с детьми. Поделки для детского сада и школы.
https://xn--e1aahgrctjf9g.com/interesnye-fakty-o-zhirafah
Приложение №2 Принты.
Горох. Полоска. Клетка. Цветочный. Пейсли. Анималистический.

Приложение №3 Ход работы. Итог.

Апрель 2022