Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Волкова Светлана Михайловна
воспитатель
Батурина Виктория Викторовна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад 124

Воспитание детей – это очень ответственное дело. Конечно, каждый родитель хочет иметь хороших детей – послушных, умных, вежливых, отзывчивых и добрых. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям, ведь ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания.
Большую часть времени ребенок проводит в детском саду, поэтому важно объединить усилия педагогов и родителей, чтобы достичь хороших результатов в процессе воспитания детей. Семья – это начало жизни, где ответственность в воспитании детей несут родители в первую очередь, она учит любить, понимать, доверять друг другу, а детский сад помогает, обучает детей, поддерживает и направляет родителей на воспитательную деятельность. Поэтому очень важно тесное сотрудничество родителей и педагогов.
Для начала, родители и педагоги должны между собой установить доверительные отношения, понимать и уважать друг друга, ведь только тесный контакт между ними даст положительный результат в обучении и воспитании ребенка. Очень часто родители допускают ошибки в воспитании детей, из – за чего потом в семье появляются трудности. Бывает, что родители не доверяют воспитателям, часто не слышат педагога, в таком случае очень сложно построить совместную деятельность, поэтому педагогу важно найти общий язык с родителями, определить общую цель и стремиться её достичь общими усилиями. Ведь главной задачей в совместной деятельности педагога и родителя – организовать условия благополучного развития ребенка в саду и в семье.
Благодаря трансляции родителям положительного образа ребенка с самого начала, между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Это определяется тем, что родители часто в повседневном общении с ребенком упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Это может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении ребенка в детском саду. Чтобы этого избежать, воспитатель делится знаниями с родителями, которые не могли быть получены ими в семье, например: особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности и т.п.
В общении с родителями воспитателю необходимо ознакомиться с проблемами семьи в воспитании ребенка, поддержать диалог, и попытаться решить проблему совместно, а родитель в свою очередь должен поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, привычки) дома, причем не только о положительных чертах, но и об отрицательных. В таком случае, позиция воспитателя в диалоге с родителями становится не судейская, а партнерская (общение на равных). Благодаря этому становится возможным совместное исследование и формирование личности ребенка. Такого рода исследование показывает большие возможности сплочения воспитателя и родителей в совместной деятельности: изучение направленности и типа протекания реакций ребенка на те или иные неприятности или травмы в присутствии взрослых; изучение возможности учёта ребенком точки зрения другого человека; изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического развития.
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения воспитателя и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.
Таким образом, при организации доверительно – делового контакта педагогов и родителей, мы выделили четыре этапа, на каждом из которых можно отметить определенное соотношение и движение внутренних и внешних целей.
На первом этапе внешней целью является «перестановка акцентов», а внутренней – установление доверительных отношений с родителями. На втором этапе внешняя цель может быть обозначена как ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, а внутренняя как формирование установки к сотрудничеству. На третьем этапе внешняя цель – дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, а внутренняя – вызвать потребность в поощрении ребенка. На четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают.
Вступление в контакт с родителями, установление взаимоотношений, налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией. Благодаря этому у родителей формируется установка на сотрудничество. Если родители начинают доверять воспитателю, они делятся не только успехами, но и своими проблемами в семье. У них возникает потребность поделиться как положительными, так и отрицательными сторонами индивидуальности своего малыша. Благодаря этому, будет выработано единое требование к воспитанию, оно обеспечит правильное поведение, ускорит процесс усвоения знаний, возрастет рост авторитета взрослых.
Как бы много педагог не предоставлял информации на сайтах, информационных стендах - ничего так не устанавливает взаимодействие, как совместная деятельность воспитателей, родителей и детей: творческие конкурсы, участие в выставках, совместных проектах, экскурсии, спортивные праздники, развлечения, совместный труд, где в непринужденной обстановке педагог узнает о взаимоотношениях в семье, видит отношение к ребенку.
Такое общение позволяет воспитателю индивидуально, в отсутствие детей, дать советы родителям. Следуя из собственного опыта очень хорошо объединяет круглый стол, где в непринужденной обстановке родители делятся своим опытом, рассказывая о своих удачах, поражениях в деле воспитания детей. А как же интересно малышам вместе с родителями подготовиться к предстоявшему мероприятию.
Всей своей работой сотрудники детского сада показывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Подводя итог, хочется отметить, что отношения дошкольного учреждения и родителей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада, где родитель имеет возможность прийти в группу, посмотреть, как играет его ребенок, понаблюдать, поиграть с детьми. И тогда у родителя, вместо претензий к педагогу, возникает желание помочь педагогу, принять участие в улучшении условий пребывания ребенка в детском саду.
Ведь у нас такая общая важная цель – вырастить настоящего человека! А достичь хороших результатов нам поможет только совместное сотрудничество дошкольного учреждения и семьи!
Список литературы:
1. Антонова Т. В. Как помочь ребенку войти в современный мир? – М.,1995.
2. Виноградова А.М, Петровский В. А, Кларина Л. М. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.
3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью; Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
Апрель 2022