Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРИЕМ «БУКВЕННЫЙ ПОРТРЕТ» В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Семукова Галина Валентиновна
учитель английского языка
МОБУ Струговская ООШ, с. Струговка

Впервые с этим приемом я познакомилась около 5 лет назад. На мастер-классе рассказывали, как эффективно использовать прием «Буквенный портрет» при обучении истории. Уже тогда у меня возникла мысль: «А почему бы не использовать данный прием на других уроках?». В начале я апробировала его на уроках и внеурочной деятельности по физики. От подготовительного процесса до практического применения учебный процесс оказался весьма увлекательным и результативным. В настоящее время этот прием я эффективно использую на уроках английского языка.
Немного истории о возникновении этого приема. Искусство портретирования буквами и словами возникло во времена европейского Средневековья. Хотя уже тогда портреты, составленные из текста, уже перестали считаться редкостью. Например, гравюра на меди с изображением австрийского императора Леопольда I и его супруги. Текст на гравюре, состоящий более чем из тысячи слов, посвящен описанию достоинств и заслуг императорской четы. Они были спрятаны в кудрях париков, а если точнее, сами кудри нарисованы из десяти тысяч крохотных букв. Брови и усы императора тоже составлены из текста.
В России в начале XX в. организовал производство таких портретов издатель С.Б. Хазин. Для изготовления буквенных портретов он выбирал фотографии известных писателей. Для изготовления необычных портретов Хазин выбирал хорошо известные фотографии писателей. Лицо на фотографии оставляли нетронутым, а остальную часть изображения - одежду, волосы, детали интерьера - зарисовывал. Поверх бледного контура переписывали от руки крохотными буковками рассказы и даже целые главы из романов. Первым, в 1900 году, появился портрет с подписью: "Граф Л. Н. Толстой. XIII гл. "Крейцеровой сонаты". Хазин уместил всю главу, которая состоит из 4700 знаков.
На сегодняшний день такой тип портретов используется в сфере рекламы и дизайна. Джон Сокол - американский художник создаёт очень необычные портреты. Лица состоят из слов... Тему самих слов он берёт из различных сборников стихов и произведений великих классиков. Арт-директор одной из крупнейших рекламных компаний канадец Шон Уильямс рисует портреты музыкантов и киногероев, Например, все музыканты воссозданы посредством текстов их же песен.
Приведу несколько дидактических возможностей буквенного портрета на занятиях по английскому языку.
Использование буквенного портрета на занятиях можно свести к нескольким группам:
1)        как наглядное средство обучения;
2)        как методическое сопровождение;
3)        как вспомогательный инструмент для работы обучающихся.
К первой группе относятся портреты, которые созданы учителем или обучающимися к занятию для того, чтобы использовать их на стадии целепологания. Например, показав обучающимся портрет, состоящий из ключевых слов, предложить обозначить цель урока.
Ко второй группе относятся портреты, которые необходимы для реализации какой-либо педагогической технологии. Буквенный портрет в данном случае может стать итогом самостоятельной работы обучающихся. Например, работая в индивидуальной или групповой форме, обучающиеся выделяют в учебном тексте или документе ключевые слова и вписывают их в портрет.
К третьей группе использования буквенного портрета можно отнести следующее: такой портрет может послужить инструментом для выступления обучающихся. На основе слов из портрета можно предложить обучающимся составить рассказ о.... Кроме того, заполненный обучающимися портрет представляет собой опорный конспект урока, составленный из ключевых слов.
Методика работы с буквенным портретом:
1.         Обучающимся выдается рисунок.
2.         Пунктирными линиями показаны места, которые необходимо «зарисовать» словами.
3.         Обучающиеся вписывают слова, исходя из своего выбора. При этом необходимо помнить о смысле некоторых частей тела, изображенных на портрете (уши, глаза).
4.         После заполнения портрета обучающиеся обсуждают итоги, проводится закрепление усвоенных понятий.
Апрель 2022