Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Тищенко Ольга Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ "СОШ "Аврора", г. Саратов

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.
Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
- развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.);
- создание положительной мотивации учения;
- развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
Начинать проводить пропедевтическую работу по развитию исследовательских навыков можно с 1-го класса, главное, чтобы работа была посильная, интересная ученику.
В 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений:
- проблемное, частично-поисковая обучение под руководством учителя;
- урок - исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
- кратковременные исследования-наблюдения с описанием (под руководством учителя).
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.
3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множество предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
В 3 классе работа строится следующим образом:
1. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.
4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну-две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.
В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
Что и как я применяю в обучении исследовательской деятельности на уроках русского языка.
·           исследование словарного слова;
·           исследование словообразований;
·           исследование происхождения слов;
·           исследование пословиц.
Исследование словарного слова (я называю этот вид работы как "Энциклопедия одного слова") проводится в несколько этапов по определённому плану:
Первый этап - подготовительный
·           выбор темы
·           формулирование целей
·           составление плана исследования
Второй этап - основной
·           сбор материала
·           обобщение полученных данных
Третий этап - заключительный
·           представление результатов исследования
·           обмен мнениями
На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.
Исследование проводится по плану.
1.Знакомство со словом.
Дети знакомятся со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих или частных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.
2. Этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова.
3. Толкование. Иллюстрация. Помогает понять значение слова.
Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой и др.) 4.Однокоренные слова.
Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных слов. Ребята подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определённой схеме.
5. Пословицы, поговорки и загадки.
Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слова в русской речи. Дети находят пословицы, поговорки, загадки с изучаемым словом.
6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работа с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также делает речь богаче, ярче и интереснее. Школьники подбирают синонимы, антонимы к словарному слову.
7. Словосочетания.
Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: сущ.+прил.; гл.+сущ. в косвенном падеже; гл.+нар.
8. Предложения, тексты.
Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи. Участники процесса обучения предлагают стихи, рассказы, статьи.
С удовольствием выполняют ребята исследовательские задания, например такие:
- Что могут рассказать суффиксы?
Овечник (овечий хлев)
Наблюдник (ряд полочек для посуды)
Навильник (полочка для хранения вилок)
Деревнишко (уменьшен.деревня)
Дощенка (небольшая, тонкая доска)
Капустница (уменьшен.капуста)
Камбалка (уменьшен.камбала)
На уроках русского языка провожу исследование словообразований.
Как вы знаете, слова образуются с помощью:
- приставок: читал – прочитал;
- приставок и суффиксов: вода – подводник;
- сложения корней: пар + воз – паровоз.
От одного корня может быть образовано много слов – до 20, а то и до 30 слов. Проследить, как образуются цепи слов, - это исследование.
Дым -
дымный
бездымный

дымить
задымить

дымок
дымочек

дымчатый

Из каких же частей состоит толкование слова?
1) само слово.
2) какая часть речи.
3) объяснение значения (толкование).
4) употребление слова в речи, предложении.
По этой схеме исследуются слова. Но настоящий исследователь не удовлетворится одним значением, ведь многие слова многозначны.
Вот пример. Меня попросили: - Подайте мне ручку. Я слышу, но не могу понять: свою руку, чтобы поздороваться; шариковую ручку, чтобы писать; дверную ручку, которую надо прибить к двери.
Задание: определить три значения слова «свежий».
Вкусно пахнет свежим хлебом. (Только что испеченным)
К утру подул свежий ветер с моря. (Холодный)
Подай мне свежую газету. (Новую)
Исследование пословиц.
Пословицы кратки, мудры и всегда с изюминкой. В каком случае каждую из них уместно употребить?
«Мелет день до вечера, а послушать нечего». «За твоим языком не поспеешь босиком». «Слушай больше, а говори меньше».
«Лучше ногою запнуться, чем языком».
В этой пословице скрытый смысл: не так скажешь – уже не исправишь. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слова «запнуться языком» надо понимать: «не то сказать, что надо» или «не так сказать, как следовало бы».
Разнообразны исследовательские задания на уроках русского языка.
Как правильно назвать жителей городов, местностей?
Города:
Москва – москвич, москвичка, москвичи;
Якутск – якутянины, якут, якутянин, якутянка;
Местности:
Урал (горная страна) – уралец, уралка, уральцы;
Сибирь – сибиряк, сибирячка, сибиряки.
Такая работа увлекает ребят.
А с каким удовольствием ребята, работая в группах, составляют тематические словари.
На любую тему можно составить словарь, в нем будет основное, ведущее, ключевое слово. Вот пример: Тема «Словарь любителя грибов».
Ключевые слова: съедобные грибы, грибные места, приготовление грибов.
Съедобные грибы: белый гриб, груздь, рыжик и т.д.
А дальше – сами!
О каждом виде грибов можно рассказать целые истории.
Предлагаю такие темы словарей:
Словарь садовника;
Словарь охотника;
Словарь языковеда;
Словарь этикета;
Словарь вежливости;
Словарь названий жителей России;
Словарь голосов неживых предметов;
Словарь звукоподражаний крикам, голосам животных;
Словарь стихийных сил природы и т.д.
Так же интересен словарь рифм, исследуем его.
Рифмы К.И.Чуковского:
Базар – самовар;
Муха – Цокотуха;
Обложка – сапожки;
Сороконожки – по дорожке.
А теперь словарь собственных рифм:
Свет – нет, усатый – полосатый, в марте – на парте, под спинку – перинку, лужи – стужи.
Свет – нет –привет – ответ – букет – балет.
Даль – жаль – эмаль – печаль – деталь.
Я думаю, что данные виды упражнений доказывают еще раз, что исследовательская работа в начальной школе необходима. Она способствует развитию учебной самостоятельности, развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.

Апрель 2022