Высшая школа делового администрирования
Конференции

БУСОГРАФИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Менько Александра Николаевна
воспитатель
МОУ "Бендерский детский сад № 25", Республика Приднестровье, г. Бендеры

В Государственном стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено, как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем.
На начальном этапе жизни ребенка именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Мария Монтессори утверждала, что «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». Благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, у ребенка формируется запас понятий, которыми он может оперировать.
Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Как писал физиолог И.П. Павлов, «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.Н. Исениной, Л.В. Антаковой-Фоминой была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
Авторы подтверждают факт, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, мелкой пальцевой моторики. Работа пальцев активизирует речевые зоны коры головного мозга. На основании наблюдений и исследований выявлена такая закономерность: если движения пальцев рук ребенка соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы; если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие.
На сегодняшний день заметно виден рост детей с речевой недостаточностью. В данной ситуации важными являются системный, комплексный подходы к коррекции речевого развития ребенка. Восстановление и укрепление общей и мелкой моторики, которое позволяет сформировать необходимую по возрасту ребенка координацию основных движений, развить речевую и умственную деятельность.
Очень важно при выборе технологий соблюдать определённые требования. Главные из них: взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровьесберегающий характер, коммуникативно-деятельностный подход, обеспечение активной речевой практики. Одной из соответствующих этим критериям технологий является «Бусография».
Понятие «бусография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина «буса» подразумевает исполнение замысла.
Это методика по интеллектуально – творческому и познавательно – речевому развитию детей 2 – 7 лет «Бусоград или Волшебные игры феи Бусинки», которую разработала Майя Ивановна Родина, педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Майя Ивановна Родина говорит о том, что «бусы — это не только элементы украшения, соответствующие тому или иному костюму, бусы — это и полет вашей фантазии, а для ребенка — это еще и доступный и эстетически притягательный материал». В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми данной техники, дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».
Инновационная техника «Бусография» заманивает своей экстраординарностью, усердностью дошкольников. Она помогает развитию тактильных ощущений, развивает мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, координацию движений и их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность речевого аппарата, монологическую речь.
Принцип данной инновационной технологии заключается в создании различных линий, дорожек, букв русского алфавита, геометрических фигур, героев сказок и т.д.
Практические игровые упражнения по бусографии дают возможность ребенку:
- развивать тактильные ощущения;
- развивать мелкую ручную моторику;
- расширять представления об окружающем мире;
- развивать координацию движений, их точность, совершенствовать сенсомоторику;
- согласованность в работе глаз и рук;
- развивать конструктивный праксис, развивать ориентировку в пространстве;
- совершенствовать счетные операции;
- создавать различные линии, дорожки для героев сказок,
-совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата, развивать монологическую речь, расширять словарный запас, готовить руку к письму.
Использование данной технологии по возрасту неограниченно, так как выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории будет интересно старшим, и младшим дошкольникам.
Изначально детям необходимо познакомиться с бусами, можно предложить взять их в руки, исследовать, затем отбирать бусы по цвету, размеру и нанизать их на проволоку, леску или шнурок по выбору предложенных образцов. Старшие дошкольники, занимаясь «бусографией», используют уже свой замысел (придумывают объект), подбирают нужный материал и действуют по знакомому алгоритму выполнения. Помощь взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование по цвету и правильно провести соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру. Результат успешно проделанной работы является сильнейшим психологическим стимулом для развивающейся личности ребенка, а сама техника «бусография» оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
«Бусография» охватывает все пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Применение методики «Бусография» в рамках речевого развития способствует: обогащению активного словаря; развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных лексических тем; развитию речевого творчества и.т.д.
Играя с бусами, дети максимально проявляют свою фантазию. У ребенка появляется возможность создать персонаж, отразить его качества и «проиграть» его действия, что способствует развитию речи и накоплению словаря.
На занятиях по развитию речи дети старшей и подготовительной группы могут выкладывать из бус буквы, придумывать слова, содержащие звук на эту букву, определять место звука в слове, давать характеристику звуку (гласный – согласный, твердый – мягкий), выкладывают слоги и короткие слова и т.д.
Применение методики «Бусография» в рамках социально-коммуникативного развития способствует: развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитию первоначальных представлений социального характера; формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками и к сообществу детей и взрослых.
Играя с бусами, дети могут максимально проявить свою фантазию, создавая различные персонажи, отражают их качества и «проигрывают» действия своих персонажей, что способствует развитию речи и накоплению словаря. Во время игр дошкольники учатся задавать различные вопросы, поддерживать беседу, развивают умение отвечать на вопросы партнёра, закрепляют навыки вежливого общения с окружающими. Ребята действуют в совместной деятельности со сверстниками, что развивает коммуникативные способности.
Применение методики «Бусография» в рамках познавательного развития способствует: развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
На занятиях по познавательному развитию дошкольники могут выкладывать разные по величине предметы, закрепляя такие понятия как «высокий» и «низкий», «длинный» и «короткий», «больше» и «меньше», закрепляют знания о геометрических фигурах, цифры и счет, цвет.
В рамках художественно-эстетического развития «Бусография» способствует: становлению эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах искусства.
На занятиях по изобразительной деятельности детям можно предлагать рисовать бусами, сначала по образцу, а затем самостоятельно придумывая предмет или сюжет. Создав изображения, дети могут рассказать о том, что нарисовано.
Применение методики «Бусография» в рамках физического развития способствует: овладению подвижными играми с правилами; развитию способности к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способности координировать действия при совместном решении двигательных задач.
С помощью бус можно поиграть в игры малой подвижности («Найди себе пару», «Найди и промолчи», «У кого бусы?», «Быстро возьми»), подвижные игры («Найди свой цвет», «Найди свой домик», «Через ручеек»).
При проведении работы с использованием бусографии необходимо помнить о главном условии успешности этого вида деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для создания героев сказок, волшебных линий, букв русского алфавита и т.д.
Используемая литература
1.Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
2. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика- Синтез», 2003;
3. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
4. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М: Владос, 1999.
6. Родина М.И. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки». Санкт- Петербург; Музыкальная палитра-2014.
Апрель 2022