воспитатель
СП. Детский сад ГБОУ ООШ № 2, пгт Смышляевка
Чтобы раскрыть сущность компетентностного подхода в образовании, обратимся к ключевым понятиям «компетенция» и «компетентность». Существует множество трактовок данных понятий, которые имеют различное содержание. Приведем возможные варианты определений:
1) компетенция - совокупность знаний, умений, нормативно-ценностных установок, необходимых для решения проблем в определенной сфере деятельности;
2) компетентность (в общем понимании) – соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми знаниями, способность добиваться результатов и владеть ситуацией;
3) компетентностный подход в образовании - формирование ключевых образовательных компетенций, трактуемых как совокупность умений, знаний, нормативно-ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности и культуры.
Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются ключом, основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных.
2 ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ» знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек; навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне: от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность. способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
3 ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ» стереотипы поведения - означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи; усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
4 ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ Ключевые - необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Базовые отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.
5 КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СОВЕТОМ ЕВРОПЫ политические и социальные компетенции, такие как способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов; компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе, такие как понимание различий, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений; компетенция в области коммуникации, таких, как владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.; компетенции, связанные с обществом информации, такие как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.; компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни.
6 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ работа над развитием ключевых компетенций в образовательном процессе - на занятиях по общетеоретической и специальной подготовки; подготовка инженерно-педагогических работников к работе по становлению ключевых компетенций у учащихся; разработка экспертизы образовательного процесса с позиций компетентностного подхода.
7 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.
8 КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ знание основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач; знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены; знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средств обучения и их дидактические возможности; знание основ научной организации труда; знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; знание основ экологии, экономики, социологии; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
9 ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационнокоммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе.
10 КРИТЕРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; умение вести школьную документацию на электронных носителях; ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности; готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.
11 КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе.
12 КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему. готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
13 КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контексте; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; потребности и ценностные ориентации, перцептивные (стойкие) убеждения; готовность воспринимать новое во внешней среде.
14 ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
15 КРИТЕРИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬ знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка; трудового законодательства, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи.
16 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ТЕМОЙ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» 1 этап (соответствует 1 году работы над темой) организационный, теоретический. На первом этапе осуществляется большая организационная работа: изучение и анализ научно-педагогической, методической литературы; выбор тематики работы методических объединений учителей, академического совета, педагогических советов; выявление основных проблем данной темы, определение состава проблемных и творческих групп; определение содержания деятельности структурных подразделений методической службы школы и отдельных учителей; определение тематики психолого-педагогических семинаров; пропаганда материалов и разъяснение преимуществ новых подходов и методов; разработка индивидуальных тем самообразования.
17 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ТЕМОЙ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» 2 этап (соответствует второму году работы над темой) обучающе-практический. На втором этапе осуществляется оказание помощи по внедрению новых идей: практическое обучение использованию рекомендаций; апробация новых методов и приемов (членами проблемных групп); организация специальных занятий: консультаций для учителей, методических совещаний, психологопедагогических семинаров; новые формы повышения квалификации (круглые столы, моделирование дел, мозговой штурм, коллективные обсуждения докладов, выступлений и другие).
18 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ТЕМОЙ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» 3 этап (соответствует третьему году работы над темой) практический, сбор и обработка полученной информации: сбор обработанной информации (руководителями МО, проблемной группы, членами администрации); принятие конкретных решений и разработка рекомендаций на основе полученной информации; внедрение в практику достижений науки; реализация плана контрольных мероприятий (открытые уроки, внеклассные мероприятия, отчеты); проведение опросов, анкетирования, диагностирования педагогов. изучение мнений участников образовательного процесса.
19 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ТЕМОЙ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» 4 этап обобщающий, оценка результатов опыта: проведение единых методических дней по проблеме; творческие отчеты микрогрупп, творческих групп; обобщение опыта, рецензирование его руководителями школы, коллегами; индивидуальная работа (тематические консультации, школы ППО и другие).
20 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ТЕМОЙ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» 5 этап отчетно-обобщающий: анализ работы педагогического коллектива над методической темой (заседания педсовета, академического совета, методических объединений, проблемных групп, научнопрактическая конференция); организация тематических выставок; сбор и накопление материалов из опыта работы по теме, конспекты-разработки открытых мероприятий, библиографические списки по проблемам и другие; определение перспективных направлений работы.
21 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ТЕМОЙ «Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования» ПОДТЕМЫ: 1 этап Компетентностный подход в образовании: поиск решений. 2 этап Развитие диагностико-дидактической базы одно из направлений формирования ключевых компетенций педагога. 3 этап Внедрение компетентностно-деятельностного подхода в свете модернизации российского образования. 4 этап Развитие диагностико-психологической и оценочной базы как одно из направлений работы по становлению нового качества образования. 5 этап Компетентностный подход в образовании: опыт и проблемы.
22 ВЫВОДЫ нацеленность на становление ключевых компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования; идея о развитии компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования; компетентностный подход предполагает конструирование содержания сверху вниз, а способов его освоения снизу вверх, т.е. сначала четко определяется модель нового педагога, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций; основные ресурсы должны быть направлены на подготовку кадров.