учитель-логопед
Петрова Татьяна Семеновна
учитель-логопед
МБОУ СОШ № 43, г. Белгород
Сущность коммуникативно-речевой деятельности, его структура, критерии, показатели являются объектом исследования лингвистов, психолингвистов, педагогов, психологов (А. Н. Гвоздева, В. П. Глухова, Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, Н. И. Лепской, С. Н. Цейтлина, А. М. Шахнаровича, А. А. Леонтьева, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Е. Супрун, Р. М. Фрумкина, А. М. Шахнарович и др.).
Понятия «коммуникация» и «общение» рассматриваются с различных подходов. Первый подход (М.И. Лисина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Курбатов, К. Черри, Т. Парсонс) состоит, в отождествлении понятий «коммуникация» и «общение».
К составляющим элементам общения М.И. Лисина относит: «предмет общения - участник общения (другой человек); потребность в общении - «социальная коммуникация» (обмен информации в обществе) и, наиболее узкое- «общение», что означает готовность человека к познанию оценки других, а через них к самопознанию и оценки себя, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», которая осуществляется на вербальном уровне обмена информацией в обществе» (2, 28). Взаимодействие участников деятельности способствует познанию партнерами по деятельности друг друга. Неоспоримая роль общения обусловлена его направленностью на тех, кто это общение осуществляет. Поэтому человек, который познает окружающих, в свою очередь, познаётся окружающими; «коммуникативные мотивы — это то, для чего необходимо общение; действие общения — это неотъемлемая часть коммуникативной деятельности, единое действие, направленное на другого человека» (1, 210).
Идеи данного подхода находят отражение в работах отечественных и зарубежных ученых, в частности, Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, С.Л.
Дифференцировка терминов «коммуникация» и «общение» является отличительной характеристикой подхода Г.М. Андреевой, А.В. Соколова. Г.М. Андреева отводит общению более широкое значение по сравнению с коммуникацией. Исследователь рассматривает коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны в качестве компонентов структуры общения. Коммуникативная сторона- не что иное, как собственно коммуникация. В ходе коммуникации люди обмениваются информацией. Интерактивная сторона отражает взаимодействие между теми, кто осуществляет общение. Кроме обмена знаниями и идеями в ходе интерактивной стороны используются и действия. Восприятие и познание друг друга, установление взаимопонимания происходят на основе перцептивной стороны (3, 3).
Рассмотрение общения на основе информационного обмена свойственно для подход Р.Ф. Абдеева, С.В. Бондаренко, В.И. Корогодина. В данном подходе для обозначения информационных процессов в обществе можно используется понятие «социальная коммуникация». Коммуникацию (информационный обмен) авторы отводят самую общую роль. Социальной коммуникации (информационному обмену в обществе) приписывается менее широкая роль. Самым узким смыслом авторы наделяют понятие общения. Его рассматривают в качестве особой разновидности социальной коммуникации, используемой для обмена информацией в обществе.
Понятие «коммуникация» близко к понятию «общение», но оно имеет более широкое значение. Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов.
Исследователи, рассматривая понятие коммуникация, дают ему следующее определение — это процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т.е. от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации. (3, 9).
Обратимся к рассмотрению понятия «коммуникативные умения», имеющего непосредственное отношение к теме нашего исследования. Мы используем определение А. В. Ястребовой, В.Д. Ширшова, согласно которому, коммуникативные умения – представляют собой «комплекс коммуникативных действий, основанный на подготовленности личности к общению, способной адекватно использовать коммуникативные знания для отражения и преобразования действительности» (1,58).
В коммуникативно-речевые умения дошкольников О.А. Горлова включает умения с помощью педагога задавать вопросы и отвечать на них; слушать собеседника и общаться с ним; составлять рассказ-описание; рассказывать сказку; слушать стихи, сказки, исправлять услышанные ошибки.
К структуре общения можно подойти по - разному. Современные социальные психологи рассматривают общение в качестве сложной структуры. Традиционно в ней выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны.
Обмен информацией свойственен для коммуникативной стороны общения. Установление и поддержание коммуникации невозможно без понимания людьми друг друга. Рассмотрим, что помогает людям получать информацию в ходе общения. Это следующие факторы: сигналы непосредственно от другого человека; сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем; информация об итогах деятельности; информация от внутреннего опыта; информация о вероятном будущем.
Организация взаимодействия между людьми отражает интерактивную сторону общения. В ходе неё люди используют действия. Общаясь, важно уметь воспринимать позицию другого человека.
Перцептивная стороной общения связана с взаимным восприятием, которое способствует взаимопониманию. Психологические исследования свидетельствуют о важности первого впечатления для взаимопонимания.
Коммуникативно-речевая деятельность представляет собой вид деятельности. Поэтому она реализуется с помощью определенных навыков, в данном случае коммуникативных навыков. Вербальные коммуникативные навыки включают человеческую речь. «Именно речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи точнее всего сохраняется смысл сообщения» (5; 69).
Таким образом, в рамках понятия коммуникативно-речевой деятельности, основными подходами к нему являются: отождествление понятий «коммуникация» и «общение»; различение понятий «коммуникация» и «общение»; третий подход основан на понятии информационного обмена. Определили, что компонентами структуры коммуникативно-речевой деятельности являются средства и способы ее осуществления; формы организации речевого общения; формы речи (внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь).
В качестве критериев оценки диалогического общения нами выделены: общительность, умение адекватно реагировать на речевое обращение собеседника, умение инициировать диалог, культура диалога.
Функциями коммуникативно- речевой деятельности являются социально-перцептивная, интерактивная и коммуникативная. Социально-перцептивная функция обеспечивает правильное восприятие и понимание речи другого человека, интерактивная функция- становление межличностного взаимодействия с собеседником, коммуникативная - передачу информации путем коммуникации с использованием языковых и речевых средств выражения желаний, мыслей и отношений.