Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИКТ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ткач Татьяна Владимировна
воспитатель, МБОУЛ "ВУВК имени А. П. Киселева"
(структурное подразделение - детский сад), г. Воронеж
Грибоедова Татьяна Леонидовна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 34", г. Воронеж

На современном этапе развития общества одной из приоритетных задач дошкольного образования становится организация образовательно- воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Основу любой деятельности ребенка дошкольного возраста составляет познавательная активность, формируемая посредством развития и усовершенствования потребности ребенка в новых впечатлениях.
Потребности сферы дошкольного образования обусловливают поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у старших дошкольников. В настоящее время наряду с традиционными средствами, приоритетными в данном направлении, являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), выступающие в качестве эффективного средства активизации процесса обучения.
В образовании компьютеры используются уже достаточно долго время и перестали быть чем-то необычным. Компьютерные технологии постоянно развиваются, возможности компьютеров постоянно растут. Использование компьютерных возможностей позволяет специалистам создавать принципиально отличающиеся от всех игр и игрушек средства для детей. Следствием этого является предъявление к дошкольному образованию, задача которого – заложить потенциал для развития личности ребенка, качественно новых требований. Именно для этого в систему дошкольного образования необходимо включать информационно–коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ применяются в разных видах образовательной деятельности. Все занятия в детских садах с привлечением компьютерных технологий должны отличаться эмоциональностью, яркостью, должны опираться на привлечение красочного иллюстративного материала, для чего широко используются аудио и видеозаписи. Программы ориентированы на простейшие графические редакторы, мультимедийные презентации.
Дошкольники гораздо легче усваивают материал, который представляет для них интерес. Компьютер в этой связи выступает источником информации, близким и доступным пониманию детьми дошкольного возраста. Познавательный интерес у детей формируется в процессе привлечения внимания движениями, звуком, мультипликациями, при использовании информационно-коммуникационных технологий. Стойкий познавательный интерес вызывает у детей желание лучше рассмотреть, начать действовать.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно- коммуникационные технологии позволяют не только передать детям знания, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в старшем дошкольном возрасте – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Информационно-коммуникационные технологии выступают средствами развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, так как они дают возможность расширить границы познаваемого материала, выбирать более сложный материал, использовать для изучения ситуации, с которыми невозможно столкновение ребенка и реальной жизни. Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет облегчить процесс познания и сделать его более интересным для детей за счет близости ИКТ и жизни.
Условиями эффективности применения информационно- коммуникационных технологий как средства развития познавательного интереса детей дошкольного возраста является отбор и использование в образовательной и свободной самостоятельной деятельности детей компьютерных программ, презентаций, фильмов, соответствующих образовательной программе, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей, разработка алгоритма применения ИКТ как средства развития познавательного интереса детей, сотрудничество педагогов и родителей в формировании познавательного интереса воспитанников.
Старшие дошкольники с помощью ИКТ могут лучше ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией посредством современных информационных технических средств.
Игровая компьютерная среда способствует активизации познавательной активности и интереса дошкольников к изучаемым процессам и явлениям, а желание участвовать в игре приводит к формированию исследовательской мотивации. Познавательная активность выступает проводником от проявления простой активности к самостоятельным способам деятельности. Предъявление наглядной информации на экране монитора в игровой форме вызывает у детей в первую очередь огромный познавательный интерес ввиду информации, красочно оформленной и соответствующей возрастным особенностям детей. Интерес поддерживается благодаря движениям, звукам, изображениям, используемым на занятиях. Это является важным стимулом для развития познавательной активности дошкольников. Кроме того, детям предоставляется возможность моделировать жизненные ситуации, которые невозможно воспроизвести в реальной жизни.
ИКТ на современном этапе предоставляют огромный спектр возможностей для ознакомления детей с обучающими детскими программами, словарями, книгами. При этом сообщаемые детям знания характеризуются строго отобранной формой и организацией, направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Познавательный интерес к занятиям у детей благодаря применению ИКТ повышает общий уровень познавательных возможностей. Информационные технологии принципиально отличаются от привычных для детей игр, поскольку новым для дошкольников является воспроизведение на мониторе информации одновременно с текстом, звуком, видео и графическим изображением.
Непроизвольное внимание детей развивается при использовании непривычных инновационных приемов объяснения и закрепления, причем в игровой форме. Интерес детей поддерживается благодаря постоянному обновлению иллюстративно подаваемого материала и многообразия форм подачи программного материала. Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности предъявления различной информации, активизируют мотивацию детей. Дошкольники с большим интересом воспринимают мультимедийные технологии, способные моделировать всевозможные ситуации и сюжеты. Включаемые в мультимедийные программы игровые компоненты способствуют усвоению дошкольниками учебного материала.
Мультимедийные презентации позволяют оптимизировать педагогический процесс, а также индивидуализировать обучение детей с различным уровнем познавательного развития. Занятия с применением ИКТ не только привлекательны для дошкольников, но и эмоционально окрашены, вызывают стойкий познавательный интерес, а результативность занятия обеспечивается в результате наглядных пособий и демонстрационных материалов.
Апрель 2022