Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОБЛЕМЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Колесникова Мария Юрьевна
учитель-логопед
МДОУ детский сад Ромашка, Саратовская область,
Федоровский район, п. Мокроус

Проблема звукопроизношения у детей дошкольного возраста и пути решения по ФГОС как возможность расширения границ взаимодействия педагогов и родителей
Нарушение речи - достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но все они являются результатом несвоевременно или не эффективно оказанного лечения. Нарушения речи, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития ребенок-подросток-взрослый, т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем.
Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель – логопед, воспитатели и родители.
Исходя из личных наблюдений, а также из наблюдений практикующих педагогов можно сделать вывод о том, что существует тенденция к значительному увеличению числа детей, испытывающих трудности при подготовке к школьному обучению, обусловленные несформированностью различных компонентов речевой системы, трудностями перехода от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению. Сегодня стало необходимым взаимодействие с родителями и выстраивание четкой системы совместной работы.
Поэтому в целях организации наиболее продуктивной работы в направлении «Развитие речи и коррекция речевых нарушений дошкольников» стало необходимым вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.
Для этого можно использовать различные формы работы, родители должна стать активным участником в жизни детей и группы.
На групповых собраниях родителей в начале года педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, знакомит с основными ошибками в речи детей. Важно, чтобы на одном из родительских собраний воспитатель заострил внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать семья. Он должен довести до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается. Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с педагогами детского сада устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка.
Важными являются тематические лекции, беседы и консультации по вопросам речевого развития детей. Полезно ознакомить родителей с процессом формирования речи детей. Научить самомассажу мышц артикуляционного аппарата и их активизации. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений, которые родители могут повторить в семье. Родителей старших детей следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе. Полезны и открытые занятия по развитию речи, где могли бы участвовать родители. Журнал, выпущенный специалистами совместно с воспитателями, в котором будут освещены теоретические аспекты развития и воспитания ребёнка в группе компенсирующей направленности, даст родителям разъяснение значения той или иной работы по развитию речи детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома. Эффективны организации стендов, где размещены сведения о сформированности звукопроизношения у каждого ребенка, положительной динамики преодоления нарушений звукопроизношения, фонематического восприятия, лексики или грамматики. В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком. А так же подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка. Необходимо активизировать участие родителей в городских "круглых столах", конференциях, в мероприятиях дошкольного учреждения - тематических развлечениях, КВН, совместных играх детей с родителями.
Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
Апрель 2022