Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Матвеева Елена Борисовна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 42" города Воркуты, Республика Коми

Аннотация: в статье освещается проблема использования информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе ДОУ. Раскрывается роль мультимедийных технологий в организации целостного образовательного процесса.
Ключевые слова: информационно – коммуникативные технологии, интерактивность, мультимедийность, технология мультимедийного сопровождения, мультимедийные презентации.
ИКТ – в детском саду, актуальная проблема современного дошкольного образования и воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим.
Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство. Правительством РФ был принят ряд документов: Стратегия развития информационного общества, концепция экономического развития страны до 2020 года [1, c. 456] На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования. Одним из ее основных направлений решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательно – воспитательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста, также внедрения программ, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования [5, c. 230]
Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации образования свидетельствует о том, что он позволяет повысить эффективность воспитательного – образовательного процесса.
Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование», обеспечить доступность и качество образования, формирование конкурентно способного выпускника В модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационные коммуникативные технологии.
ИКТ является инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ, в основном, заключается в следующем:
- подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформление стендов групп, кабинетов, различных тематических уголков, буклетов, памяток и т.п.;
- знакомство со сценариями праздников и других мероприятий- знакомство с периодикой;
-использование цифровой фотоаппараты и программ редактирования фотографий;
- использования компьютера в делопроизводстве ДОУ, создание различных баз данных;
- создание электронной почты, ведение сайта;
- создание презентаций в программе Power Point.
Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать ярким, эмоциональным, с привлечением разнообразного иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов, видеозаписей, анимации, элементов видео – показа. Их использование позволяет ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых событиях, фактах излагаемой информации, создавать наглядные эффекты, образы в виде текстовых материалов, фотографий, слайд – шоу – факторов, которые удерживают внимание ребенка. Таким образом можно, выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способ выполнения определенных действий в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multi» многокомпонентная среда), то есть возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (воспроизводить текст, музыку, движение). Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет образовательную деятельность сделать более интересной и динамичной, «погрузить «ребенка в определенную обстановку, иллюзию со причастия, сопереживания, содействует становлению объёмных и ярких представлений. Однако при этом следует не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется интерес к занятиям [4, с. 31]
Информационно – коммуникативные технологии является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Воспитатель должен уметь не только пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально – отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо подготовить педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии [1, с. 22]
Мы, воспитатели должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мире новых технологий. Обязаны обеспечить полноценный переход на следующий уровень системы непрерывного образования, стать участником единого образовательного процесса РФ. Для этого необходимо внедрить использование ИКТ в ДОУ.
Цель: повышение качества образования через активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий.
Задачи:
- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательном – образовательном процессе;
- расширение использования ИКТ в воспитательном – образовательном процессе;
- создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию технологий в работе ДОУ;
- создание комплексной интегрированной модели информационно - методического обеспечения в воспитательном – образовательном процессе ДОУ.
Использование ИКТ выводит усвоение полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ:
- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
- позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
- позволяют делать поправку во время занятия выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала, что очень важно учитывая наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста;
- одновременно используется графическая, тестовая, аудиовизуальная информация;
- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть их в повседневной жизни, например, (воспроизведение явлений природы; звуков животных, транспорта и т.п.);
- НОД с использованием ИКТ побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности, включая в поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
- высокая динамика НОД способствует эффективному усвоению материала, развитию психических процессов ребенка – дошкольника;
- предоставляет возможность индивидуального обучения.
Использование ИКТ дает нам следующую возможность:
- Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.
- Система сама дает возможность обеспечить контроль, коррекцию, даёт возможность самопроверки.
- Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.
- Повышения качества демонстрационных материалов – иллюстраций, возможности показа видео – фрагментов.
- Тесный контакт педагог – ребенок – родитель.
- Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
- Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
- Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета, и т.п., развития творческих способностей дошкольников.
- Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации.
Использование мультимедийных технологий в учебном – воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике [6, с. 8]
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиа занятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.
В своей педагогической практике я применяю данную технологию в следующих образовательных областях, таких как: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Использую как готовые мультимедийные презентации, так и создаю их сама, создала цикл презентаций таких как: «Дикие, домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные леса», «Животные севера», «На бескрайних просторах севера», «Ягоды Коми края», «Утварь Коми», «Моя малая Родина», «Дикие, зимующие птицы», «Транспорт», «Времена года», «История цифр», «В царстве – государстве геометрических фигур», «История происхождения русской матрешки», «Москва – столица мира» и т.п.- согласно темам недели. Что позволяет:
- значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков;
- развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей успешной учебы в начальной школе;
- развитию высших психических функций: внимания, памяти, словесно – логического мышления, эмоционально – волевой сферы.
Практика доказывает систематически, используя в своей педагогической деятельности мультимедийные презентации в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности старшего дошкольного возраста значительно повышается. При организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер необходим, но при его использовании нельзя забывать о норме. Игровые компьютерные задания не должны быть большие по времени, либо игры с выполнением различных заданий по определенным этапам, с последующим сохранением полученных результатов. И каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали ИКТ живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны заменить.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
- Детям до 5 лет не рекомендуется работа с компьютером. Детям от 5-7 лет можно с компьютером работать не более 10 – 15 минут в день, 3-4 раза в неделю.
- Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
- Нужно включать в занятия игры, направленные на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно – пространственных отношений.
- Регулярно проводить гимнастику для глаз.
- Для проведения НОД мы используем мультимедийный проектор расстояние от экрана не менее 2 - 2,5 метра (где сидят дети).
Таким образом, использование ИКТ в дошкольном – образовательном процессе ведет к наилучшему усвоению ЗУН воспитанников, способствуют развитию высших психических функций, тем самым дает возможность ребенку подняться на более высокий уровень развития. Информационно – коммуникативные технологии несут в себе огромный тип информации, обладают познавательной активностью, облегчают работу воспитателя. Поэтому использование мультимедийных технологий в учебном – воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – может и должна стать неотъемлемой частью обучения и воспитания.
Список литературы:
1.         «Закон РФ. Об образовании (273-Ф3) »
2.         Безруких М.М., Парамонова Л.А. Пред дошкольное обучение: «Плюсы и минусы» //Начальное образование.2006. -№3. - С. 9-11.
3.         Виноградова Н.А. Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада. Учебное пособие М., 2004. - С. 234 -256
4.         Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.
5.         Данилина В.В. Янкина Н.Н. Использование информационно – коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста//Молодой ученый. – 2016. № 12 - С.31 – 34. -URL https//moluch.ru/archive/116/31986 (дата обращения: 14.01.2018).
6.         Езопова С.А. Пред дошкольное образование, или образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. -2007. №6. – С.8 -10
7.         Комарова Т.С. Информационно – коммуникативные технологии в дошкольном образовании/ Т.С. Комарова - М.,2011 – С.12
Апрель 2022