Высшая школа делового администрирования
Конференции

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Шигабутдинова Айгуль Илдаровна
воспитатель
Ахбирова Айгуль Маратовна
воспитатель
ГБООУ "Новокашировская санаторная школа-интернат",
с. Новое Каширово, Альметьевский район, Республика Татарстан

Современное образование, являющееся источником социального прогресса, фундаментом развития культуры, нацелено на расширение возможностей, предоставляемых молодежи, которой предстоит жить и трудиться в условиях инновационного, информационного общества. Образовательные системы сегодня ориентируются на развитие интеллектуального потенциала обучаемых с точки зрения не только освоения содержания предмета, но и обработки, адаптации и использования существующей информации, генерирования новых идей.
Возросшая значимость интеллектуального труда, основанного на использовании все увеличивающихся информационных ресурсов, требует от современного человека, вне зависимости от его профессии и особенностей деятельности, умений работы с электронными средствами поиска, обработки, сохранения и передачи информации. Следствием этих процессов является широкое проникновение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы образовательной деятельности.
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии - использование компьютера, Интернета, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ - это прежде всего:
·          расширение возможности познания окружающего мира;
·          использование новой наглядности (презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов для изучения тех тем в образовании, с которыми обучающиеся имеют определённые трудности);
·          создание новых средств передачи информации для развития обучающихся.
В Федеральной целевой программе развития образования выделяются главные направления решения научной и практической проблемы информатизации образования, которые предусматривают обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, изменение содержания, форм и методов обучения в связи с приходом в учебный процесс ИКТ, создание целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования, организация подготовки специалистов в области ИКТ, повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений в области использования ИКТ.
ИКТ играют ведущую роль в деле удовлетворения образовательных потребностей высокотехнологичной экономики. Организация обучения в новых условиях требует комплексного подхода к применению технических, методических и информационных средств обеспечения учебных занятий. Использование новых технических устройств, ИКТ ведет к новому пониманию педагогического процесса, установлению новых учебно-воспитательных задач и способов их решения.
Потенциал и особенности использования ИКТ в сфере дополнительного образования детей.
Дополнительное образование детей остается сегодня гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития детей.
Новые социокультурные потребности общества требуют незамедлительного решения проблем повышения качества дополнительного образования детей. Инновационные процессы в системе дополнительного образования детей напрямую связаны с включением в практику учреждений дополнительного образования детей педагогических технологий на основе ИКТ. Обогащение дополнительного образования детей новыми технологиями сегодня выступает как стратегическое направление развития системы дополнительного образования детей.
Очевидно, что при существующих нынешних стратегических направлениях развития информатизации образования ниша дополнительного образования детей уникальна. Можно сказать, что, реализуя основные цели и задачи процесса информатизации образования, сфера дополнительного образования детей с ее традициями и опытом значительно расширяет возможности этого процесса, вместе с тем и решая свои специфические задачи.
Потенциал современных педагогических технологий на основе ИКТ в системе дополнительного образования детей позволяет определять и решать следующие задачи:
·          совершенствовать стратегию обновления содержания дополнительного образования детей, введение и развитие специальных образовательных программ, а также внесение изменений в содержание программ и методик обучения в основных направлениях дополнительного образования детей.
·          повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.
·          способствовать развитию системы управления образовательным процессом, его планирования, организации контроля, модернизации механизмов управления системой дополнительного образования детей.
Система дополнительного образования детей активно может и должна использовать педагогические технологии и информационные ресурсы иных уровней образования, адаптировать достижения в области дистанционного образования высшей школы, а также наработки в области создания и поддержки локальных сетей, развития системы переподготовки кадров.
Педагогические технологии на основе ИКТ могут быть эффективно использованы в различенных типах учреждений дополнительного образования. Широкие возможности учреждений дополнительного образования позволяют сформулировать концептуальную базу для определения содержательных функций педагогических технологий на основе ИКТ в системе дополнительного образования детей:
·          функция развития информационной культуры детей в системе непрерывного образования;
·          функция удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
·          функция педагогизации неформальной информационной среды;
·          функция единства обучения и воспитания;
·          функция приоритета гуманистического подхода над технократическим.
Информационная культура личности – важный атрибут человека информационного общества. Главный элемент информационной культуры – это основы знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации. На этой основе учащиеся получают навыки сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, профессиональной и досуговой деятельности. Компьютер в этом контексте выступает и как средство получения, сбора и переработки информации, равно как и цель познания, как социокультурный феномен информационного общества.
Система дополнительного образования детей не формирует человека-профессионала, «человека компьютерщика», она дает ему возможности профессионального самоопределения. Возможность выбора любой профессии, где используются компьютерные технологии. Одновременно она дает представление подростку, что компьютер может быть использован и как средство полезного досуга.
Наверное, существенным в определении целей реализации этой функции будет понятие «формирование культуры пользователя». Элементами ее будет не только навыки, умения и знания, но и воспитание поведенческих мотивов при общении с компьютерами. Сетевой этикет, гигиена общения с компьютерной техникой – должны стать частью общей подготовки в любые объединения учащихся с использованием ИКТ.
Образовательные потребности личности реализуются при помощи ИКТ в системе дополнительного образования детей следующих формах:
·          на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей (клубах, объединениях и т.д.);
·          в системе дистанционного обучения;
·          путем самообразования или домашнего образования;
·          с использованием сетевых образовательных ресурсов;
Существует так же, так называемая неформальная информационная среда – это и многочисленные игровые программы, и миллионы веб-страничек, которые используются детьми и подростками при удовлетворении своих досуговых и информационных потребностей. Это огромное пространство практически не освоено педагогами для расширения образовательных информационных ресурсов.
Главное направление «педагогического окультуривания» информационной среды заключаются в следующих позитивных формах:
·          создание методик и требований к полезным развивающим играм, поощрение разработчиков в создании педагогически целесообразных игровых программ;
·          принятие мер педагогического поощрения компьютерного детского творчества;
·          развитие системы телекоммуникационных сетевых олимпиад по различным видам детского творчества;
·          включение родителей в систему педагогического партнерства при формировании компьютерной культуры у детей и подростков.
В педагогическом плане для системы дополнительного образования детей воспитательная функция может означать, что при разработке образовательных программ и реализации педагогических технологий на основе ИКТ необходимо учитывать, следующее:
·          компьютер – уникальное средство достижения творческих задач, поставленных человеком (обучающимся или педагогом);
·          процесс познания (даже в рамках дистанционного обучения) происходит при обязательном коммуникативном воздействии обучаемого и обучающегося: воспитывает и обучает личность, а не софт или компьютер;
·          создаваемое программное обеспечение для образовательных нужд, равно как и интерактивные творческие задания для обучающихся, должно быть не только технократичными, но прежде всего – гуманистичными (то есть соответствовать эстетическим, нравственным требованиям, предусматривать возможность соучастия в решении задания с педагогом или родителям, давать возможность ощущать подростку ситуации «успеха» «здесь и сейчас»).
В своей работе педагог может использовать следующие средства ИКТ:
·          компьютер (ноутбук);
·          мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы);
·          принтер, сканер;
·          фотоаппарат, видеокамера;
·          мобильный телефон (фото, интернет, диктофон);
·          электронные доски.
Данные средства ИКТ выполняют следующие функции:
·          источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов, знакомство со сценариями мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
·          средство подготовки различных материалов - создание презентаций в программе PowerPoint, показ картинок, иллюстраций, опорных схем, бланков документов;
·          хранение материалов - нормативные документы, списки обучающихся, информация о родителях, фотоальбомы, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.
Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. С помощью видеокамеры создаются ролики. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно-образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе.
Использование компьютерных технологий помогает в работе:
·          привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
·          делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной (использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала);
·          формировать информационную культуру у обучающихся;
·          активизировать познавательный интерес;
·          реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;
·          дисциплинировать самого педагога дополнительного образования, формировать его интерес к работе;
·          активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
·          при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
·          с помощью компьютера можно смоделировать ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение работу транспорта и т. д.).
Применение информационно-компьютерных технологий в дополнительном образовании:
·          способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
·          способствует повышению интереса к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала обучающимися;
·          способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей.
Таким образом, использование ИКТ позволяет вывести дополнительное учреждение на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образования.
Апрель 2022