Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДОУ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Вощинина Ираида Викторовна
воспитатель
Худоногова Алёна Владимировна
воспитатель
МКДОУ № 6 "Аленький цветочек", Шелехов

Обновление российского образования подразумевает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и ДОУ. Одной из основных задач работы ДОУ является повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства.
Как правило, родители – люди довольно занятые и нередко им бывает совершенно некогда побеседовать с педагогами, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. Помогает нам в этом случае наглядная информация. Задача воспитателя научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей. Но не стоит забывать о том, как преподнесена информация. Ведь стандартные, однообразные уголки, папки-передвижки уже не могут привлечь внимание родителей. Поэтому прежде чем размещать информацию, нужно тщательно продумать ее содержание и оформление.
Эти формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно можно разделить на две подгруппы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские. Задачами одной из них является ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, которые занимаются воспитанием. Задачи другой группы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика форм этой группы заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т. д. Ключевая задача - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ и содействовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.
Информация, размещаемая на стендах, в папках, информационных листках, должна отвечать нескольким требованиям: она должна быть доступной, краткой, конкретной, эстетичной и безопасной.
Доступность информации подразумевает следующее. При отборе информационного материала следует принять во внимание, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал достаточно изложить простыми и короткими предложениям, не используя специальную терминологию. Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Краткость выражается в выборке главных мыслей, ничего лишнего. Информация должна быть интересной, актуальной для данной группы, без нравоучений. В чем выражается конкретность? В том, что информация должна подаваться как грамотный и своевременный совет. Содержание должно привлечь внимание родителей как своей актуальностью, так и оригинальностью. В случае, если это рекомендации психолога, то они должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития. В каждой возрастной группе, в раздевалках могут быть предложены для родителей консультационные папки, которые они могут взять на один вечер домой или почитать тут же, если приходится по какой-либо причине ждать ребенка. Но это не должна быть большая и толстая папка с ассорти из информации по всем вопросам. Хорошо, если папок будет несколько, и у каждой – четкое напечатанное название. Например: «Как подготовить ребенка к школе», «Как интересно провести время дома», «Советуют специалисты», «Советы психолога», и т.д.
Следует обратить внимание на эстетичность оформления папок. В случае если компьютера в ДОУ нет, то, вероятно, кто-либо из родителей имеет доступ к нему и не откажется помочь. В этом случае воспитатель будет понимать, что хотя бы один из родителей прочтет представленный материал. [Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов. Оформление нужно выполнить так, чтобы привлекать внимание родителей. Тексты нужно помещать в кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом. Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены.
Также содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет. Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания. Оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника.
Рассмотрим группу информационно- ознакомительных форм. В красиво и оригинально оформленном уголке для родителей содержится информация о совместных экскурсиях и походах, о подготовке, проведении праздников и развлечений, о днях открытых дверей в ДОУ, о семинарах- практикумах. Информационные уголки оформляются по единому сюжету: в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, по одной сказке или стихотворению. Варианты оформления стендов сегодня неограниченны. Воспитатель выбирает форму и название такого стенда: «Заботливым родителям», «Взрослым о детях», «Вместе весело живем», «У нас в детском саду» и т. д.
Информационные стенды в группах предназначены для знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, распространения педагогических знаний. На стенде могут быть представлены следующие рубрики: режим дня, расписание занятий, план мероприятий на месяц, объявления. условия проведения конкурсов; меню на день, адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству. В информационных уголках в обязательном порядке должна быть рубрика «Благодарим». Признательность тем родителям, которые оказывают посильную помощь в благоустройстве группы, участка, изготовлении и ремонте игрушек
Рассмотрим следующие информационные формы взаимодействия с родителями. Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток считается их адресность, то есть каждый родитель получает информацию непосредственно, имеет возможность ознакомиться с ней в удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада. Листовки - это короткая информация о конкретном мероприятии, например, о проведении соревнований, приглашение на «День открытых дверей» и т.п. Для того чтобы информационная листовка привлекала внимание родителя, желательно ее оформить на цветной бумаге. Памятки познакомят родителей с перечнем определенных пра­вил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например, в вопросах адаптации ребенка к детскому саду.
Размещать информацию можно через стенгазету. При оформлении стенгазета должна быть яркой, эстетичной, с рисунками и детскими фотографиями. Выпустить стенгазету можно специально к родительскому собранию, празднику, или по результатам конкурса, мероприятия.
Каждый день в общении с родителями присутствуют объявления. Например, о дне проведения родительского собрания, утренника, соревнований, развлечений родительских собраний и т.п. Чаще всего объявление имеет официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но и к объявлению для родителей можно подойти творчески. Это повысит уровень их заинтересованности к полученной информации и настроит на положительное взаимодействие с педагогами. Выставки, вернисажи детских работ, рисунки, поделки по аппликациям, лепке демонстрируют родителям важные разделы программы или успехи детей по освоению программы.
Информационные листы для родителей содержат в себе информацию о дополнительных занятиях с детьми, объявления о собраниях, событиях, мероприятиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т. д.
Папки-передвижки – небольшие красочные текстовые стенды. Удобны в использовании - занимают немного места, легко складываются и хранятся до следующего года. Папки-передвижки могут быть любой тематики: правила для родителей, возрастные особенности детей, безопасность детей, описание различных праздников, времен года.
Сами родители могут создать родительскую газету, в которой они отметят интересные случаи из жизни семьи, поделятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Такими как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вот оно, какое наше лето», «Мой папа», «Наши увлечения» и т. д.
Интересны такие формы взаимодействия с родителями, как создание фотомонтажей; оформление семейных и групповых альбомов «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Профессии наших мам и пап», фотовыставки «Папа может…», «Милая, любимая, самая красивая», «Как прекрасен этот мир»; эмоционального уголка «Моё настроение», «Поляна настроения» и др.
Для установления взаимопонимания между всеми участниками учебного процесса очень важна позитивная информация о жизни ребенка в группе. «Цветок достижений» является одним из вариантов информирования родителей о ежедневных достижениях ребенка в саду. Рассмотрим групповой вариант. Из цветного картона делаем цветок, в центре т.н. «образ группы» (можно разместить групповую фотографию или фотоколлаж из лиц детей). Вырезаем семь лепестков, на которых будем делать записи, можно сделать прорезь и вставлять полоски бумаги с записью. По возможности лучше заламинировать лепестки, чтобы писать на них маркером. Это значительно сократит время по заполнению цветка. Воспитатель использует пять лепестков для записей про детей, записывает самые яркие события про детей. Педагог делает записи соответственно возрасту. Записи позитивного характера. На оставшихся двух лепестках записи делают родители, о достижении ребенка или совместных событиях. Все эти записи дают родителям возможность почувствовать себя частью жизни группы ребенка. Конечно, родителям надо максимально разъяснить о ходе заполнения цветка и о его смысле, чтобы избежать конкуренции между родителями (о ком больше пишут). Важно не допускать постоянных записей про одного ребенка и отсутствие про другого. Ни в коем случае не писать проступки детей.
Лэпбук- сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС. Лэпбук для родителей имеет целью повышение уровня их педагогической компетенции в вопросах, например, адаптации к детскому саду, просвещения родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня. В такой лэпбук могут войти следующие материалы: буклеты, секреты любви и взаимопонимания, заповеди для родителей, важные мелочи, памятка для родителей, советы психолога, правила общения в семье, как проводить с ребенком досуг, консультация "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду", что нельзя приносить в детский сад.
Можно использовать такие формы- выпуск книги полезных советов для Родителей, или «Почтовый ящик» - специальную коробку для записок или же тетрадь, куда каждый может записать свои пожелания, замечания, идеи, предложения для воспитателей, заведующего или методиста. Заданные таким образом вопросы затрагиваются на родительских собраниях или же разъясняются в письменном виде. И еще одна информационная форма- использование флипчартов. Флипчарт - магнитно-маркерная доска с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота. Используется для визуального предоставления информации. Флипчарт для этих целей подходит идеально – он занимает немного места, мобилен и его можно сложить, чтобы не мешал. На нем можно писать мелом или маркером, крепить магнитами различные материалы.
Таким образом, наглядная информация универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса, использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащая их знания.
Апрель 2022