Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Булыгина Ирина Дмитриевна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 84 Приморского района Санкт-Петербурга

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».

Джон Дьюи


Информационно-коммуникационные технологии в образовании представляют собой комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Специфика внедрения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога.
Информационно – коммуникационные технологии позволяют:
Ø привлекать неактивных детей к обучению;
Ø наглядно демонстрировать материал;
Ø индивидуально работать с дошкольниками;
Ø повышать интерес;
Ø анализировать, синтезировать результаты.
Применение ИКТ в ДОО:
1.         При помощи ИКТ ведётся документация. В процессе воспитательно – образовательной деятельности составляются календарно – тематическое планирование, подготовливаются материалы для оформления родительского уголка, ведутся протоколы родительских собраний, ведутся разнообразные журналы учета, отслеживается уровень освоения учебного материала воспитанниками, заполняются таблицы результатов мониторинга. ИКТ позволяют эффективнее проводить диагностику развития дошкольников, как необходимое педагогическое исследование перспектив их роста. Использования компьютерной техники, позволяет это сделать быстро и качественно.
2.         Использование ИКТ значительно облегчает работу с родителями. Адрес электронной почты, группы в социальных сетях, туда отправляются информационные, фото – и видео – материалы о жизни детей в детском саду. На почту приходят вопросы от родителей о проблемах семейного воспитания и даются ссылки на сайты, где бы родители смогли найти ответы. Также проводятся индивидуальные и групповые консультации и родительские собрания на платформе Zoom. Как известно, многие детские творческие конкурсы проводятся через интернет. Педагоги с детьми, родители с детьми активно участвуют в них и занимают призовые места.
3.         Важным аспектом использования ИКТ педагогической деятельности является подготовка к аттестации. Это и оформление документов, и ведение электронного портфолио, и возможность получать ответы из института повышения квалификации без визуального его посещения, и прохождение дистанционных курсов, и участие в вебинарах, то есть онлайн – семинарах, разнообразных конференциях.
4.         ИКТ расширяют возможности ведения методической работы и повышать собственную профессиональную квалификацию. Электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий педагогами независимо от места их проживания. Информационно – методическая помощь в виде электронных ресурсов используется во время подготовки к занятиям, при подборе наглядных пособий, при составлении мультимедийных презентаций, для изучения новых методик и передового педагогического опыта. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, получая свидетельства и сертификаты о наличии публикаций.
5.         Педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы идти в ногу со временем. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
6.         Участие самого педагога в различных проектах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах является неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Это повышает уровень самооценки педагога и его воспитанников. Очное участие в мероприятиях, проводимых на областном и международном уровне часто невозможно из – за удалённости региона, финансовых затрат и ряда других причин. Дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обращать внимание на надёжность ресурса, наличие регистрации в средствах массовой информации и количество зарегистрированных пользователей.
Основным направлением в работе педагога ДОУ выступает воспитательно – образовательный процесс, который включает в себя:
Ø организацию образовательной деятельности воспитанников;
Ø организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей;
Ø реализацию проектов;
Ø создание развивающей среды.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Поэтому достижение намеченной цели образовательной и совместной деятельности обеспечивается использованием разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического. Использование интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким, комфортным, зрелищным.
Какие же занятия возможны в ДОУ с использованием информационно – коммуникационных технологий?
Занятия с мультимедийной поддержкой. На таких занятиях я использую интерактивную доску, которой управляю с помощью персонального компьютера. Такая подача информации вызывает у детей эмоциональный отклик. Дошкольники быстро усваивают материал. Возможности компьютера создают положительный настрой, мотивацию, ускоряет процессы обучения. Дети вместе с педагогом могут виртуально путешествовать, изучать природные явления. При этом использование ИКТ является дополнительным источником, не заменяет традиционные методы обучения. Дети лучше воспринимают яркие образы, которые структурированы и понятны. Технологии активируют разные каналы восприятия для фактографического и ассоциативного запоминания.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
Демонстрация материала в виде слайдов:
Ø создает целостный образ объектов с помощью экрана и проектора;
Ø объединяет видео-, аудио эффекты и анимацию в одну презентацию;
Ø показывает предметы в простой для восприятия форме;
Ø активизирует зрительные функции, развивает глазомер;
Ø позволяет распечатывать слайды на бумаге, использовать в качестве раздаточного материала.
Занятия с применением интерактивной доски развивают у детей способность отбирать информацию, осознанно усваивать знания. Педагоги с помощью мультимедийных технологий моделируют определенные ситуации, успешно готовят детей к школе, продолжению образования по программам ФГОС. Технология интерактивной доски безопасна для здоровья детей, ее широко используют во всем мире.
Другим видом применения ИКТ в ДОУ является использование игровых программ обучения. На занятии включают несколько компьютеров или планшетов, на которых обучают дошкольников. Каждый ребенок самостоятельно изучает информацию, обращается с техникой и в конце проходит проверку.
Широкие возможности компьютера позволяют значительно увеличить объем воспринимаемого материала. При этом детей привлекает яркий экран, мультипликационные герои. В результате на занятиях дошкольников учат и снимают напряжение.
За счет практического использования ИКТ в саду дети учатся активному рассматриванию материалов, обследованию и визуальному выделению характеристик предметов. Технологии задействуют при подаче нового материала, его повторении и закреплении, а также при контроле.
Педагоги применяют разный дидактический материал: фото, видеоролики, тексты и задания. Важно при разработке включать физкультминутки и динамические паузы, чтобы малыши могли изменить позу, выполнить зарядку для глаз.
При использовании ИКТ технологии в ДОУ по ФГОС дети узнают новое, закрепляют знания, расширяют кругозор, развивают творческий потенциал. Педагоги с помощью современной техники:
Ø повышают качество знаний;
Ø способствуют продвижению детей в общем развитии;
Ø помогают справиться с трудностями;
Ø радуют детей, заинтересовывают;
Ø обучают в зоне ближайшего развития;
Ø создают условия для комфортного общения.
Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ делают процесс развития и обучения привлекательным, соответствуют основному принципу современных занятий. Малоактивные дети на таких уроках начинают высказывать свое мнение, рассуждать.
Внедрение информационных технологий имеет ряд преимуществ:
Ø привлечение внимания детей благодаря демонстрации движения, звука, мультипликации;
Ø высокая динамичность занятия;
Ø наглядность способствует быстрому запоминанию, благодаря включению моторной, слуховой и зрительной памяти;
Ø возможность показать моменты, которые сложно увидеть в жизни — рост растения, вращение планет;
Ø доступность моделирования ситуаций, которые сложно наблюдать в жизни — работа машины, формирование звуков в природе;
Ø побуждение детей к исследованиям, поиску информации.
ИКТ не заменяют живое общение педагога с детьми. Компьютер не решает все задачи, это техника для обучения. Информационные педагогические ресурсы при обучении создают условия для познавательной активности. С помощью специально созданных технологий обучения достигают высокого уровня качества обучения, его вариативности, обособленности и индивидуализации.
Таким образом, комплекс ИКТ доступен всем педагогам, и может быть использован для повышения качества образовательного процесса.
Апрель 2022