Высшая школа делового администрирования
Конференции

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Петухина Анна Викторовна
воспитатель
МКДОУ детский сад № 5, г. Тайшет

Экономическое воспитание дошкольников-относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.
Время, в которое мы живем, требует от нас знаний из разных областей общества. Еще недавно никто бы и не задумывался о возможности научить детей основам экономики и финансам. Любые знания, которые ребенок осваивает с дошкольного возраста через игру в дальнейшем окажут влияние на его всесторонне развитие.
Дошкольник и финансы лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Ребенок невольно встречается с финансами, даже если его не обучают этой науке. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «купить», «дешево», «продать», «заработать». Чем раньше мы начнем финансовое образование детей, тем их действия и поступки будут более рациональными, осознанными, потому что именно в дошкольном возрасте дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Чем старше дети, тем больше они активно участвуют в решении многих экономических проблем семьи: распределение семейного бюджета, составление меню, приобретение покупок и т.д.
Необходимость формирования личности дошкольника как субъекта экономической социализации, финансового образования актуализирует вопросы привлечения детей к взрослой экономике, формирования у них финансовой компетенции.
Для меня как для воспитателя эта тема очень интересна, т.к. фундамент далекого финансового будущего закладывается уже сегодня. Изучая основы экономики и финансов я считаю своей обязанностью помочь детям:
- повысить интерес к познанию мира денежных отношений;
- развить экономическое мышление;
- усвоить такие понятия, как потребности, природные ресурсы, товары, деньги, доход, накопление и т.д.,
- сформировать у детей представление о том, что нужно человеку для полноценного существования;
- организовать образовательный процесс так, чтобы каждому воспитаннику было интересно и понятно.
Сегодня я хочу представим Вам технологию деятельностного метода «Ситуация». Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования определенного опыта с учетом возрастных особенностей, в основе которой лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение своей еще совсем непродолжительной жизни.
С целью повышения интереса детей к финансовой грамоте, в развивающей предметно- пространственной среде группы я внесла некоторые изменения. Мы с ребятами оборудовали домик Гному-Эконому, где поместили карточки по теме, настольно-печатные игры, кассу, копилку, атрибуты для игр.
Гном-эконом стал главным персонажем в нашей группе и вместе с детьми путешествовал по страничкам:
-семейные доходы и расходы;
-услуги и товары;
-деньги;
-покупки;
-рынок.
Свою маленькую экономическую жизнь мы начали со странички (ситуации) «Деньги».
От Гнома-эконома мы получили пригласительный билет на виртуальное путешествие в центральный банк страны, детскому вниманию была представлена небольшая презентация «Дом, где живут деньги». (Банк – это место для хранения денег. Деньги «рождаются» на специальном заводе – монетном дворе. А из монетного двора попадают в банк на хранение. Сразу в фойе нас встречают машины, которые называются банкоматы, в котором хранятся деньги. Чтобы воспользоваться деньгами из банкомата нам нужна банковская карточка. Люди снимают деньги с карточки. Еще через банкомат можно оплатить телефон и много другое. У каждой карточки есть свой пароль и код.
Зал банка разделен на кабинки. Там стоят столы за ними сидят работники банка. К ним подходят люди- клиенты и садятся за столы. У самого входа стоит консультант. Он помогает людям определится за какой стол им нужно сесть.
Когда у людей не хватает денег, например, на покупку квартиры или машины. Они берут в долг у банка под проценты, а потом возвращают частями. Это называется кредит. Кроме банковских работников в банке есть охранник. Как вы думаете зачем они нужны в банке? (ответы детей.)
Для введения детей в ситуацию «Покупки» вспомогательным инструментом стала совместная творческая игра, атрибуты к которой дети изготовили сами.
С наступлением осени, мы провели «ярмарку-распродажу» детских шапок. С детьми мы придумали фасоны шапок, раскрасили их, вырезали, декорировали дополнительным материалом. Вместе с Гномом-Экономом оценивали товар - размещали ценники, на которых дети сами выставляли цену своему товару. Как итог мы сделали Ярмарку шапок, вывесив их на веревку с помощью прищепок.
Погружение детей в ситуацию «Рынок» вызвало у детей эмоции в процессе обыгрывания подготовки ко дню рождения Гнома. Они составили свое меню на 8 человек, куда включили фрукты, торты, напитки. Сразу возникли вопросы: «А сколько нужно денег на фрукты, на торты? Что можно купить гному в подарок? Где можно купить? Где же взять столько денег? Ответы детей звучали разные: можно подарок сделать своими руками, торт можно постряпать, у кого-то из ребят дома есть копилка. Это уже подчеркнуло понимание детьми того, что для покупки нужны деньги.
Следующая страничка «Семейные доходы и расходы» оказалась более сложной для детского понимания, и мне понадобилась помощь родителей. Я предложила дома поговорить с детьми на эту тему и нарисовать рисунок, где схематически будут изображены доходы и расходы семьи. Ребята принесли свои рисунки в группу и по желанию рассказывали о том, от куда берутся деньги в семье и на что расходуются. (так же родители предоставили фото детей с копилками, а дети рассказали на что они копят деньги).
Благодаря использованию описанной выше технологии, наши дети научились рассуждать, размышлять, делать самостоятельные выводы, они не бояться выдвигать свои идеи, предположения, проявляют желание научиться новому. Процесс познания превратился в увлекательное занятие, дети чувствуют себя уверенно, знают, что у них все получится и их ждет успех в любой деятельности.
Апрель 2022