Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Архипова Оксана Ивановна
учитель-логопед
СП "Детский сад "Центр коррекции и развития детей"
ГБОУ ООШ № 18, г. Новокуйбышевск

Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Пользование информационной сетью Интернет привело к тому, что педагоги получили возможность:
·           узнавать из Интернета самые последние новости в сфере образования;
·           знакомиться с новинками педагогической литературы;
·           обмениваться профессиональным опытом в Сети;
·           находить нужные материалы для работы;
·           презентовать себя в Сети, ведя личный блог, создавая сайт или страницу на сайте учреждения.
Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда связано с решением специализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.
Остановимся на основных направлениях работы учителя- логопеда, где успешно применяется ИКТ:
Основная цель работы учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений у детей. В последние годы отмечается увеличение числа детей с проблемами речевого развития. Возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все больше появляется детей со сниженной коммуникативной функцией речи. ИК технологии позволяют создать систему приемов способных повысить эффективность коррекционного процесса.
Конечно нужно учитывать то, что компьютерные средства, не являются основными методами коррекции, они лишь представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи:
·           делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно;
·           делать то, чего не делали раньше;
·           по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.
В нашем ДОУ многие логопеды используют в совместной деятельности с детьми электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

         электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

         DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

         специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры –раскраски и др.).
В своей работе мы также используем интерактивные игры портала «Мерсибо». Осваивая игры «Мерсибо», дошкольники с удовольствием спасают «бедных овечек» от волка, принцессу от злого дракона; оказывают помощь на пожаре; помогают мышке утащить сосиску из-под носа кота. Помогают зайцу убежать от волка; Буратино – от Карабаса-Барабаса; сочувствуют Колобку; помогают сыщику Щеглову и таксе Чемоданке найти след.
Интерактивные игры дают возможность ребенку почувствовать себя в роли учителя. Это он учит Робота писать, исправляет ошибки Художника и помогает Волку запомнить написание букв. Такая игра в «школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь.
Портал «Мерсибо» предлагает дополнительные печатные задания к играм, которые позволяют ребенку на практике закрепить полученные знания. Педагоги, в свою очередь, могут взять на вооружение дополнительные задания от «Мерсибо» и составить свои пособия, учитывая индивидуальные возможности ребенка.
Групповое занятие может сопровождаться мультимедийной презентацией в качестве иллюстративного материала, для того, чтобы акцентировать внимание детей на новом материале. Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования активной учебной деятельности, способствует поддержанию стойкого интереса к учению.
Презентации к занятиям мы составляем самостоятельно в Microsoft PowerPoint или используем готовые цифровые образовательные ресурсы на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru и др.
Создание презентации для дошкольников с ОВЗ имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.
Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий.
При разработке программного содержания компьютерных дидактических игр необходимо учитывать ряд требований, предъявляемых к программному содержанию образовательного назначения:
- исключить игры с агрессивным содержанием;
- исключить бессистемное, педагогически не обоснованное использование средств ИКТ (например, чтение текста с экрана компьютера, если дошкольник умеет читать);
- учитывать требования адаптивности (приспосабливаемость программных средств к индивидуальным возможностям дошкольника);
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ;
- учесть возможность повторных обращений к программе, в случае неудачной попытки.
- наличие возможности анализа ошибок, содействие развитию сотрудничества между дошкольниками (групповая, коллективная).
Все это обуславливает позитивный фон общения ребенка с предложенным материалом.
Для создания ЭОР лучше всего подходит программа PowerPoint. С её помощью составляются короткие компьютерные задания. Положительный момент данной программы заключается в том, что в ней легко и быстро можно создать индивидуальные задания для конкретного ребенка к любому появившемуся стойкому затруднению. Учитель-логопед может максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционное воздействие по преодолению недостатков речи детей, может динамично и дозировано отреагировать на неуспех воспитанника
Чтобы «заданиями-играми» ребенок мог управлять самостоятельно без помощи взрослого, Презентацию нужно перевести в Демонстрацию PowerPoint, и она предстает перед ребенком в форме «игры». А такого рода «игры» уже можно использовать и в работе с родителями. Если дома есть компьютер, то мини-игры можно давать родителям для отработки затруднений в домашних условиях. Это возможно, поскольку они сделаны в стандартной программе, легко копируются и в этих «мини-играх» интуитивно понятное управление.

Апрель 2022