Высшая школа делового администрирования
Конференции

КАК НАУЧИТЬ ИСКУССТВУ ИГРЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Листопад Снежана Александровна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 33", Республика Коми, г. Воркута

Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Ложки можно применять в разных видах деятельности детей: как в образовательной так и в игровой, самостоятельной, театрализованной, прикладной и музыкальной.
Работая с дошкольниками, я столкнулась с тем, что у большей половины детей в группе очень слабо развит ритмический слух. Это отражалось в качестве пения, танцев. Для развития ритмического слуха, детям было предложено простукивать музыкальные распевки на ложках. Это занятие вызвало у дошкольников огромный интерес. Так появились первые «ложкари». Ансамбль «Задорные ложкари» возник два года назад под моим руководством и принимал участие в городском творческом конкурсе «Моя дорогая Коми Земля», в котором занимал два раза подряд первые места. Выступая на концертах ребята показывают:
- Уровень владения музыкальным инструментом.
- Уровень владения техникой исполнения.
- Музыкальность.
- Артистичность и эстетичность
- Сыгранность и чувство ансамбля.
Начиная со старшей группы обучаю детей следующим приёмам игры на ложках: «прямые удары», «тремоло», «хлопок», «маятник», «литавры», «солнышко», «коленочки», «туки-туки», «копытца», «скольжение» и другие. Все эти приёмы варьируются во время игры в парах. Процесс разучивания приёмов игры на ложках начинается со специальной пропедевтической разминки рук без инструмента. Движения исполнительского аппарата при игре разными приёмами имеют свою индивидуальную специфику, так как разминка позволяет подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать мышечные ощущения, развить координацию движений.
В игре «Веселый оркестр» дети придумывают и исполняют свои собственные ритмические аккомпанементы к знакомым песням. Детям нравится играть импровизационные аккомпанементы с включением (по инициативе детей) других ударно-шумовых инструментов: бубен, трещотки, треугольник, коробочки, колокольчики. В старшей группе дети играют ритмический рисунок музыкального произведения, соблюдая общую динамику, темп, включаются сольное исполнение или переклички (солисты своевременно по дирижерскому жесту вступают и заканчивают игру). Такие импровизации – собственное творчество способствуют детям познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память. Стимулирует работу детей выступление ансамбля ложкарей на концертах, утренниках, развлечениях.
В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Здесь отрабатываются задачи старшей группы и ставятся новые более сложные цели и задачи. Большое внимание уделяется освоению техники игры, вырабатываются навыки коллективного музицирования, развитию творческих и исполнительских способностей у детей. Дети знакомятся с приемами игры: «мячики» или «хлопушка», «малая и большая дробь», «лягушка» или «кастаньетки».Освоение технических приемов игры на ложках обыгрывается сюжетно и вербально, варьируются в игре парами и различными способами извлечения звука. Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа. Уделяется особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям. Предлагаю детям самостоятельно выбрать вариант исполняемого задания или придумать свой. Этот прием усиливает мотивационные установки на качество выполняемого задания, а также предоставляется возможность детям соотнести уровень сложности задания со своими возможностями.
Благодаря восприятию музыки и игре на деревянных ложках, ребёнок обогащается, как личность. Наша задача – сохранить в детской душе родное, народное, национальное духовное богатство.

Апрель 2022