учитель-логопед
МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 56 "Карусель", г. Верхняя Тура, Свердловская область
Доступность дошкольного образования – один из значимых показателей социального климата в социуме, определяющий оптимальные условия для развития равных возможностей каждого ребёнка, сохранения его здоровья и достижения необходимого уровня готовности к школьному обучению.
Одним из важных направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, на образование. Поэтому так важно создать психолого-педагогические условия в дошкольной образовательной организации (далее – ДОУ) для детей с ОВЗ, обеспечивающие развитие их способностей и возможностей, самостоятельности и интереса к различным видам деятельности и деятельности как процессу.
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.
Из опыта работы хотелось бы подчеркнуть, что большой интерес дошкольники проявляют к конструированию. Причем, в равной степени увлекают как мальчиков, так и девочек строительно-конструктивные игры.
Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ОВЗ должен иметь право воспитываться и развиваться совместно со своими сверстниками, отнесенными к категории нормы. Но для этого требуется создание специальной образовательной и пространственной среды, целого комплекса условий для развития и воспитания детей, имеющих разные показания здоровья и посещающих разновозрастную группу нашего детского сада комбинированного вида. Помня о том, что образование (в том числе и инклюзивное) должно быть качественным, коллектив ДОУ уделяет повышенное внимание особым образовательным потребностям воспитанников с ОВЗ.
Чтобы дети с ОВЗ были лучше подготовлены и приспособлены к обучению в школе, мы сегодня используем конструкторы ТИКО –Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения.
Данный конструктор соответствует всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В его разработке учтены пожелания и советы педагогов, он идеально подходит для занятий с детьми с нарушениями речи.
Хотелось бы представить собственный опыт использования конструкторов ТИКО «Грамматика» и ТИКО «Геометрик» (для конструирования букв).
Конструктор «Грамматика» состоит из 112 пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания:
- на красных квадратах – гласные звуки,
- на синих квадратах – твёрдые согласные звуки,
- на зеленых квадратах – мягкие согласные звуки,
- на белых квадратах – Ъ и Ь знаки, знаки препинания.
В состав набора входит методическое пособие «Учимся читать! Ценные советы для умных детей, заботливых родителей и ищущих педагогов» (Автор пособия: Логинова И. В.- методист по «ТИКО-моделирование»).
Детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку). Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи.
ТИКО «Грамматика» развивает у дошкольников:
- мышление и внимание (например, упражнение «Я буду называть звуки, а вы показываете соответствующую букву»);
- фонематическое восприятие (например, упражнение «Сначала послушай – потом повтори», где ребёнку предлагается повторить цепочку слогов или слов; упражнение «Топни – хлопни», где малыш учится различать на слух свистящие и шипящие звуки);
- развивает способность к звуковому анализу и синтезу (например, назвать первый или последний звук в слове; определить, какой звук находится в середине слова, сколько всего звуков в слове и другие задания);
- пространственную ориентацию (например, положить справа от буквы П – букву А; найти букву П среди других букв и рассказать, как она расположена на листе);
- графомоторные навыки (собери слоги из конструктора и впиши их в пустые квадраты).
Следует отметить, что, работая над совершенствованием конструктивной деятельности, мы одновременно тренируем мелкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, опосредованно влияет на развитие детской речи, которая формируется под влиянием импульсов, интенсивно идущих из пальцев рук.
Логопеды знают, какое количество раздаточного материала требуется для проведения звукобуквенного (фонетического) анализа слова. И возможность заменить его единым конструктором, способным интегрировать все образовательные области в работе с детьми – большое достижение.
Новизна конструктора ТИКО «Грамматика» заключается в возможности вариативного подхода к разработке игровых заданий для устранения имеющихся проблем относительно фонетического, фонематического, грамматического строя речи дошкольников, подготовки детей к овладению навыками чтения и письма, а также повышению мотивации ребёнка к познавательной активности и учебной деятельности.
У детей без принуждения, но в то же время при многократном повторении речевого материала, происходит автоматизация и дифференциация звуков с последующим их закреплением в речи. Например, чтение прямых и обратных слогов, составление предложений с заданным словом, игры на развитие лексико-грамматического строя речи «Один – много», «Назови ласково» и т.п.
Не секрет, что у детей с ОВЗ быстрая утомляемость, низкая концентрация внимания, снижена познавательная активность, наблюдается несформированность произвольного поведения. Использование конструктора ТИКО «Грамматика» позволяет более разнообразно и интересно проводить занятия по изучению букв и обучению чтению, превращая их в увлекательную игру. Например, охарактеризовать звук, найти букву, составить слог, слово с использованием звуковой схемы и т.д.
В процессе занятий физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одно целое, в одну «дорожку», помогает детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов.
Конструкторы ТИКО «Грамматика» и ТИКО «Геометрик» можно эффективно использовать и в свободной деятельности: дети с большим удовольствием по простым чертежам и наглядной схеме конструируют буквы, цифры, составляют слова.
Уже первый год использования конструктора ТИКО показал следующие образовательные результаты: дети стали
· успешнее различать на слух и по зрительным символам гласные и согласные звуки;
· давать более четкую и точную характеристику звуку;
· уверенно различать на слух и по цветовой маркировке твёрдые и мягкие звуки;
· быстрее «сливать» звуки в слоги и слова;
· выполнять более качественно звуковой анализ и синтез слова;
· более осознанно определять место звука в слове и делить слова на слоги-части.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование конструктора ТИКО «Грамматика» действительно помогает разнообразить игры и упражнения по обучению грамоте, даёт возможность некоторым детям перейти к слитному чтению, что, в свою очередь, повышает у дошкольников мотивацию к обучению, развивает мышление, познавательные способности и различные виды деятельности.
Литература:
1. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2009.
2. www.rantis.spb.ru – интернет – ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)