Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Абрамчик Нина Мироновна
учитель, МБОУ Туимская средняя школа № 3, с. Туим
Янцен Рабига Халимовна
учитель, МБОУ Ширинская основная школа № 17, с. Шира
Мальцева Елена Михайловна
учитель, МБОУ Туимская средняя школа № 3, с. Туим

Спорт очень полезен для здоровья, так как движение - это жизнь. Любовь к спорту, дух конкурентоспособности воспитывают еще в школе на уроках физкультуры.
Физическая культура часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствование его двигательной активности и формирование здорового образа жизни, социальной адаптации путем физических воспитания, подготовки и развития.
Уроки физкультуры направлены на то, чтобы развивать тягу и привычку к физическим упражнениям. Также они проводятся с целью улучшения физического здоровья детей.
Именно регулярная двигательная активность детей и подростков определяет их физическое развитие, и не последнее место в этом занимает физкультура в школе. Чтобы обратить внимание школьников на этот предмет, важно вывести его преподавание на новый уровень, соответствующий потребностям современных детей и подростков.
Школьные занятия физкультурой приобщают детей к ведению здорового образа жизни, формируют организаторские навыки, воспитывают характер, являясь при этом простым и доступным средством физического воспитания с широким диапазоном воздействия на организм в целом.
Главная задача школьной программы – обучить школьников важности и необходимости самостоятельной организации занятий физкультурой для укрепления их здоровья, ведения здорового образа жизни и повышения функционального состояния организма.
Нормальное физическое развитие растущего организма невозможно без полноценной и разнообразной двигательной активности ребёнка (и лучше всего на свежем воздухе). Движение создает оптимальные условия для активизации кровообращения, притока кислорода ко всем органам, гармоничного развития всех систем подрастающего организма, способствует формированию психической и эмоциональной устойчивости.
Плюсы физкультуры в школе: улучшается коммуникация в классе за счёт командных игр; непринуждённая разминка для организма, которая полезна в любом возрасте, тренировка выносливости, развитие физической формы. Минусы: серьёзная нагрузка на сердце, накапливающаяся усталость (особенно, если помимо физкультуры у ребёнка много дополнительных кружков), риск травматизма.
⠀Систематические занятия физкультурой и регулярные сбалансированные физические нагрузки приносят исключительную пользу детскому и подростковому организму, приводя к активизации протекания обменных процессов и обеспечивая более продуктивную умственную работу.
В школах уроки физкультуры организуются согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Они предусматривают проведение образовательных уроков трёх типов:
1.                  Обучающие – знакомство школьников с практическими материалами, изучение названий упражнений, получение представления о технике их выполнения.
2.                  Познавательные – обучают детей и подростков самостоятельному планированию и проведению мероприятий, способствующих физическому оздоровлению.
3.                  Тренировочные – направлены непосредственно на развитие физических данных и активности школьников.
При этом нет каких-либо чётких правил в организации урока: всё определяется воображением учителя и поставленных им целей для конкретного занятия.
Занятия физической культурой в школах могут проводиться на улице – на специально оборудованных площадках и стадионах, а также в спортивных залах, имеющихся в каждой школе.
Физическая активность школьников на уроке физкультуры проявляется в подвижных играх, беге, прыжках в длину и высоту, в метании, лазании, акробатических движениях.
Всё это способствует развитию скорости ребят, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности, инициативы, товарищеских качеств.
Во время учебного процесс школа ответственна за жизнь и здоровье ребёнка. Поэтому учитель физкультуры должен принимать во внимание ограничения детей по занятию физкультурой, если таковые имеются, и регулировать уровень нагрузки.
Соответственно, по состоянию здоровья и физической подготовки учащиеся делятся на группы по физкультуре: основная (1 группа), подготовительная (2 группа), специальная (3группа).
Кто допускается? 1 группа – здоровые дети, развитые физически и психологически, не имеющие ощутимых проблем со здоровьем; 2 группа – дети после болезни, у которых обнаружены незначительные отклонения в состоянии здоровья на основании справки от педиатра, по истечении действия которой переводятся в основную группу; 3 группа – дети, имеющие существенные ограничения по физическим нагрузкам (на основании заключения КЭК).
Особенности сдачи нормативов 1 группа – сдаются установленные общей программой нормативы, допускается участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях; 2 группа – сдача нормативов происходит после медицинского осмотра или в облегчённой форме (во время уроков учитель подбирает специальный комплекс упражнений, который не навредит здоровью ребёнка); 3 группа – проводятся отдельные уроки физкультуры с разработкой индивидуальных программ (рекомендованы занятия лечебной физкультурой с запретом на участие в спортивных соревнованиях. Возможно полное освобождение от физкультуры или прохождение теоретической программы)
Согласно рекомендациям ФГОС, средних нормативов оценивания детей не существует. Вместо них предусмотрено тестирование уровня индивидуального развития основных физических качеств учащихся. Однако для оценки динамики индивидуальных достижений ребёнка и развития его двигательных навыков всё же предусмотрены контрольные показатели его подготовленности, в соответствии с которыми и проводится аттестация.
Низкий уровень физической культуры населения нашей страны – закономерное следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. А ведь именно школьные уроки физкультуры укрепляют здоровье, развивают физические качества, способствуют формированию двигательных навыков у учеников.
Но из-за недостаточного финансирования и снабжения школ современным инвентарём и устаревших, неактуальных методик обучения, отсутствует возможность познакомить школьников с различными видами спорта на уроках физкультуры. Если бы учащимся были доступны лыжи, коньки, теннисные ракетки, силовые и аэробные тренажёры, горизонты их спортивного видения значительно расширились.
К тому же в расписании выделяется недостаточно времени на уроки физкультуры, что должно компенсироваться вовлечённостью учеников в пришкольные спортивные секции, факультативные занятия.
Не обязательно быть спортсменом, но заниматься спортом должны все!
Библиографический список
1.         Кузьмин В.Г., Калюжный Е.А., Крылова Е.В., Полетаева О.Н. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005
2.         Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов - н/Д: Феникс, 2003
3.         Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991

Апрель 2022