Конференции

    ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ

    Яковлева Наталия Александровна
    воспитатель
    Карпова Марина Николаевна
    воспитатель
    Гладкова Татьяна Юрьевна
    воспитатель
    МБДОУ "Детский сад 1", Чувашская Республика, г. Чебоксары

    Программное содержание.
    Воспитывать бережное отношение к воде.
    Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью. Обьяснить, как образуется дождь, обогащать представления о причинах возникновения дождя и скрытых механизмах.
    Развивать способность детей с помощью движений передавать различные состояния воды.
    Материал и оборудование: карта-схема, опознавательные знаки: "глобус", "времена года", "путешествия капельки", "дождь", "Музыкальный ключ", стаканы с пресной и солёной водой, подной, губки, иллюстрации с изображением времён года, картина "круговорот воды в природе", магнитофон с аудиозаписью для пластического этюда.
    Ход занятия.
    Воспитатель приглашает сесть детей на ковер
    - Ребята, я очень люблю играть в игры. А в какие игры любите играть вы? Моя любимая игра "в путешествия". А какие должны быть путешественники? (умные, находчивые, смелые, решительные).
    А вы смелые и находчивые?
    Сейчас я вам загадаю загадку, и мы определим, какие вы находчивые.
    С неба упала, в земле пропала (капелька).
    - Молодцы, ребята. А вот и отгадка.
    Воспитатель показывает капельку.
    - Капелька приглашает вас в путешествие. Что должен взять в дорогу путешественник, чтобы не заблудиться? (компас и карту).
    - Вот и мы возьмем в наше путешествие карту. Но сначала мы скажем, каким видим наше путешествие. По очереди будем передавать друг другу капельку и говорить о том, какое будет путешествие.
    - Наше путешествие будет легким, удачным, пусть встречается поменьше препятствий. В добрый путь!
    -Чтобы путешествие было удачным, надо идти строго по карте. Давайте рассмотрим нашу карту. Что вы на ней видите? (цветные дорожки и опознавательные знаки). Откуда мы начнем свой путь? По какой дорожке будем двигаться? К какому знаку?
    По зеленой дорожке дети подходят к знаку "глобус".
    Рассматривание глобуса.
    - Какую форму имеет глобус? Что такое глобус? Что обозначается желтым цветом? (Суша) Голубым цветом? (Моря и океаны) Что обозначают маленькие овалы и тонкие синие линии?
    Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Чем она отличается? В этом поможет разобраться опыт
    Опыт № 1.
    Рассмотрите, что находится на подносах. Что можно сказать о воде? Какая она? Попробуйте воду сначала из одного стакана, а потом и другого. (В одном стакане вода солёная, а в другом пресная). Где мы можем найти солёную воду? А пресную? Пьём мы пресную воду, только ее мало, должны ли мы ее беречь?
    -Ребята, отлейте небольшое количество воды на поднос: из чего состоит вода? (Из капелек). Эти капельки, известные путешественницы, рни очень любят путешествовать по временам года.
    -Давайте по карте определим, где находится знак "времена года" и по какой дорожке нам нужно идти.
    Дети подходят к подвешенным картинкам.
    1 картина "осень"
    Дети рассматривают картину.
    -Какое время года изображено на снимке? А сейчас я загадаю загадки и мы определим, где можно встретиться с капелькой воды осенью.
    Крупно, дробно зачастило
    И всю зиму напоило. (Дождь)
    Пляшет дождик по дороге,
    Чтоб мочили люди ноги.
    Оставляет он следы -
    Мелководные пруды. (Лужа)
    - Каким бывает осенний дождь? (Грустный, печальный, холодный).
    - Где мы можем обнаружить осеннюю капельку воды? (В озере, в реке, пока они не замерзли)
    - Подойдем к следующей картине. Какое время года? Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится? что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку? А чем может стать капелька зимой? Об этом мы узнаем, отгадав загадки.
    Прозрачен, как стекло,
    Но не вставишь в окно. (Лед)
    Без дел мне не сидится,
    Я пошутить люблю,
    Вам брови и ресницы
    Я мигом набелю. (Иней)
    -Лед, снег, иней - что это?
    Но вот и солнышко пригрело, и капелька отправилась дальше.
    Рассматривание 3-ей картины "Весна"
    - Какое это время года? Почему вы так решили? А теперь загадки о весенней капельке.
    С крыши белый гвоздь торчит,
    Солнце взойдет,
    И гвоздь упадет. (Сосулька)
    - Сосулька - это твердая вода.
    Дети подходят к 4-ой картине "Лето"
    -Какое время года изображено на картине? (Капелька падает в море, реку, летом выпадает град, идет дождь, появляется роса).
    - Вы, я вижу, устали. Поможет нам поднять настроение "веселая капелька"
    В разные времена года, капелька выглядит по-разному, она словно играет с нами, превращаясь то в капельку росы, то в большую градину или иголочку инея. Давайте поиграем в любимую игру нашей "Капельки" - "Превращения".
    Я буду показывать картинку, а вы с помощью движений покажите, во что превратилась капелька.
    Воспитатель показывает картинки "град", "снежинка", "сосулька", "веселая летняя капелька", "хмурая осенняя капелька"
    - подул холодный северный ветер и принес снеговую тучу, полетели "снежинки" (движения детей), окончился снегопад. Солнце стало пригревать и на крышах появились сосульки (движения детей), окончилась весенняя капель.
    И из летней тучки посыпались озорные летние капельки (движения детей), окончился летний дождь. Стало темно и посыпался град (движения детей)
    А осенью с неба сыплется холодный, грустный, моросящий дождь (движения детей).
    -Вот мы и встряхнулись, пора нам продолжать наше путешествие.
    - По картине определим, куда ведет нас наша дорожка. Что это за знак? ("путешествие капельки").
    - Чаще всего в природе мы встречаемся с капелькой дождя. А как получается дождь? Мы уже знаем, что на нашей планете много воды: моря, океаны, реки, ручьи. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнца испаряется- становится прозрачным и невидимым паром. Этот пар вместе с теплым воздухом поднимается над Землей все выше и выше. Там на высоте всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздуха и, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Из них получаются облака. Ветер разносит облака по всему свету. Когда в туче собираются много капелек, им не хватает места, туча становится тяжелой. Вот тогда на Земле начинается дождик.
    - Как вы думаете из мелких капелек какой получается дождик? Веселые ливни с крупными тяжелыми каплями бывают и днем и летом.
    - А как образуются снежинки? (предположения детей) Снежные тучи образуются так же, как и дождевые, только высоко в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики в шестиугольные звездочки - снежинки. Миллионы снежинок собираются в снежную кучу. Ветер их разносит по белому свету. Снежинки- звездочки опускаются на землю - идет снегопад.
    А теперь попробуем "создать " дождь. В этом нам поможет опытная станция. Как ее найти подсказывает карта.
    Дети определяют знак и цвет дорожки по которой нам надо идти.
    -Вот мы и пришли на опытную станцию "дождя". На столах лежат губки в подносах и стакан воды. На что похожи губки? Представьте что эти губки легкие пушистые облака. Какие они на ощупь? Давайте мы сожмём губки. Что происходит? Почему из "облака" не идёт дождь? (капелек воды ещё мало). Добавляем в наше облако немного воды. Что случится с облаком, если его сжать? (гипотезы детей). Теперь из губки - облако идёт дождь. Идет дождь. Какой он? (тихий, моросящий). А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмём ее. Что получилось? Какой дождь идёт теперь? (сильный, весенний, летний) В природе в разное время года и дождь бывает разным: сильным и слабым, тихим и шумным.
    -Ребята вытрите руки.
    По карте определим, какой следующий пункт нашего путешествия. Это музыкальный знак.
    - Давайте, ребята, сядем на ковер. Посмотрите на свои руки. Они умеют многое: могут изобразить летающих бабочек и веселый ручеек. Наши руки могут рассказать сказку без слов.
    Последовательность движений.
    1. Выглянуло солнце (поднять руки вверх и посмотреть на них)
    2. Следом за ним появилась тучка (2нарисовать ее круговыми движениями снизу вверх и посмотреть на них).
    3. Из тучек закапали капельки (изобразить поочередно каждой рукой).
    4. Капелек было так много, что на земле образовались лужи (сделать полукруг сначала левой, потом правой рукой).
    5.Полили капельки на землю и на ней начали расти цветы (проводя поочередно каждой рукой снизу вверх показать, как вырастет один цветок, потом другой).
    6. Смотрят наши цветы на солнце (руки подняты вверх. Взоры ребят направлены на поднятые вверх руки, ладошки сложены вместе и раскрыты - пальцы направлены в разные стороны)
    7 Прилетели к цветам бабочки 9положить скрещенные кисти рук друг на друга и легко махать ладошками, как крыльями).
    8. Из-за тучки выглянуло солнышко (движение № 1).
    9. Солнышко осветило всю землю (дети рисуют поочередно каждой рукой круги).
    10. Наша любопытная капелька отстала от других капелек дождя и пошла в ручеек 9изображаем каждой рукой ручеек "змейкой" сверху вниз).
    11. Влился ручеек в реку, речка потекла в море. А вместе с ним и капелька (каждой рукой по очереди изображают "волны", движения перед собой слева направо).
    12. Выглянуло солнышко из-за тучи, протянуло лучики - ладошки в капельке (движение № 1).
    13. Превратилась наша капелька в пар (дети поочередно поднимают перевернутые ладошки вверх).
    14 Вернулась капелька-путешественница к маме - тучке 9движения руками снизу вверх).
    Вот и закончилась сказка, а вместе с ней и наше путешествие.
    - Когда мы путешествуем, мы всегда узнаем что-то новое и интересное для себя. Что же нового и интересного узнали вы?
    А волшебную капельку-путешественницу мы возьмем с собой на прогулку и отпустим к маме -тучке.
    Апрель 2022