Высшая школа делового администрирования
Конференции

СТАТЬЯ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Холина Анна Петровна
воспитатель
МБДОУ " Детский сад 115", Рязань

Часто, мы задумываемся над тем, почему кругом столько злости, неуважения, отсутствия сострадания к окружающим? Именно это наводит на мысль, что доброте надо учить с детства. Сразу вспоминается книга В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», ведь дети, как чистый лист, на котором ещё не написано плохим он будет или хорошим. Так что же нужно, чтобы у ребенка сформировалось понятие о доброте? Для начала давайте сами разберемся, что такое добро?
ДОБРО – в широком смысле слова, как благо означает целостное представление, выражающее положительное значение чего – либо в его отношении к некому стандарту или сам этот стандарт. В зависимости от принимаемого стандарта, добро в истории философии и культуры трактовалось, как польза, счастье, общепринятое, соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д. С развитием морального сознания и этики вырабатывается более строгое понятие собственно морального добра. Во-первых, оно осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений. Во-вторых, добро знаменует свободные и сознательно соотнесенные с высшими ценностями, в конечном счете идеалом, поступки. С этим связано позитивное нормативно – целостное содержание добра: оно заключается в преодолении обособленности, разобщенности отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношении между ними. Оно характеризует действия человека, с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенства.
Так как же формируются у ребенка понятие добра? На его формирование большое влияние оказывает социальный фактор - семья, сад, школа. В семье закладываются первоначальные основы личности. В.А.Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представление о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве.
В настоящее время проблема формирования представлений о добре у детей дошкольного возраста стала наиболее актуальной и значимой, в связи с Законом РФ «Об образовании» и ФГОСами ДО к воспитанию личности.
С раннего возраста формируйте правильные представления ребёнка о добре и зле. Например, не умиляйтесь, когда кроха дергает кота за хвост. Лучше сразу спокойно, но категорично выскажите свое отношение к ситуации: «Кошке больно, нехорошо её обижать. Давай лучше с ней поиграем!».
Маленький непоседа может шалить, испытывая ваше терпение. Прежде всего, Вам необходимо сохранять спокойствие, и ни в коем случае не называть ребёнка плохим или злым. Этим можно запрограммировать малыша на негативную черту характера. Вместо этого скажите крохе, что знаете, что он очень добрый и хороший. И Вам непонятно, почему малыш себя так ведёт, ведь добрые и хорошие дети так не делают. Ребёнок не пожелает обмануть Ваше доверие и будет стремиться быть хорошим.
Кстати, обязательно выражайте свою радость при совершении малышом добрых дел, поощряйте его.
Самые яркие представления о хорошем и плохом формируются нашими собственными поступками. Вы можете сколько угодно говорить ребёнку о необходимости быть щедрым или ласковым, но если будете жадничать или грубить, малыш Вам не поверит. Слова должны подтверждаться реальными действиями. Не лгите крохе, если учите быть правдивым, не кричите на него, если учите быть терпеливым и т.п. Ребёнку в дальнейшем придется непросто, если Вы будете вселять в его душу противоречия. Очень важно чтобы к началу посещения садика малыш научился чётко прокладывать грань между добром и злом. И помните: дети - наше отражение нас, так давайте и сами не забывать, как важно для нас это понятие, как доброта.
Закончить свою статью, хочется сказкой для детей о доброте.
Сказка о доброте «Муравей и мотылёк»
Жили-были муравей и мотылек. Жили не тужили, радовались солнечным дням и зеленому гулу леса.
Однажды муравей и мотылек встретились на полянке.
— Чем бы нам сегодня заняться? – думали они.
— А давай добрыми делами займемся, — предложил муравей.
И пошли они по лесу добрые дела делать. Помогли божьей коровке крышу починить, стрекозе крыльцо подправили, обувь сороконожки сдали в ремонт. У неё оказалось так много обуви, что друзья ходили к ежу-обувщику несколько раз.
Заглянули к старой бабочке, что жила у корявого пня, сделали ей красивые полочки в кладовке.
К вечеру друзья собрались домой. Они уже добрались до старой березы, как вдруг потемнело, и пошёл сильный дождь.
— Где бы спрятаться, где бы укрыться? — раздумывали они.
И вдруг услышали, как их кто-то зовёт. Это был светлячок. Он направил свет своего фонарика на муравья и мотылька, чтобы те в темноте видели, куда двигаться.
…И вот они на пороге дома светлячка.
Какое счастье, какая радость оказаться в теплом, уютном доме светлячка! Хозяин поставил на стол чай и сладкие баранки.
— У тебя доброе сердце, — сказали гости светлячку.
Тому было радостно слышать хорошие слова.
— От добрых друзей приятно слышать добрые слова, — сказал светлячок и улыбнулся.
***
Главный смысл сказки заключается в том, что очень важно, чтобы добрые отношения царили в этом мире. Доброта, добро – это, несомненно, лучше, чем равнодушие, безучастие, безразличие. С добром жить интереснее.
Библиографический список:
https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH010f9bc8de84b3c231713f0f
Ирис Ревю «Муравей и мотылёк»
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям

Апрель 2022