Конференции

    ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

    Наумова Елена Евгеньевна
    учитель русского языка
    ГБОУ СОШ № 285, г. Санкт-Петербург

    Цель статьи - анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в школе.
    Задачи:
    ·          определить проблемные направления в работе по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
    ·          определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
    ·          определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении, и их родителями.
    Для начала нужно дать определение понятия «профилактика».
    Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов.
    Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.
    В общефилософском аспекте профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия.
    Очень часто мы используем словосочетание «трудные дети». Сегодня именно этим детям, способам предотвратить преобразование обычного ребёнка в «трудного», а также путям коррекции поведения таких детей и посвящён наш педсовет.
    И в самом начале хочу предложить вам послушать строки поэта С. Давидовича о том, кто же такие «трудные» дети.
    Кто-то когда-то должен ответить,
    Высветив правду, истину вскрыв,
    Что же такое – трудные дети?
    Вечный вопрос и больной, как нарыв.
    Вот он сидит перед нами, глядите,
    Сжался пружиной, отчаялся он,
    С миром оборваны тонкие нити.
    Словно стена без дверей, без окон.
    Вот они, главные истины эти:
    «Поздно заметили» … «Поздно учли» …
    Нет! Не рождаются трудные дети!
    Просто им вовремя не помогли.
    Профилактика асоциального поведения, правонарушений и преступлений у несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью.
    Одной из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста правонарушений и преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
    Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления социального равновесия и благополучия.
    Алкоголь, наркотики, школа – кажется, что может объединять такие несовместимые понятия? Где точки соприкосновения? Почему сегодня школа занимается вопросами наркомании и алкоголизма и каковы задачи педагогов в этом направлении?
    Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.
    Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно - психологическим сферам общественной жизни.
    Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части детей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера.
    Поэтому главными задачами воспитания подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно-волевых качеств; воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и умение самостоятельно решать представленные проблемы.
    Таким образом, можно сделать вывод, что причинами и условиями, способствующими совершению преступлений несовершеннолетними, являются:
    ·          безнадзорность, отсутствие контроля за поведением и образом жизни со стороны родителей;
    ·          отсутствие моральных устоев, дефекты нравственного формирования личности, низкий уровень осознания ответственности за возможные последствия совершенных противоправных деяний;
    ·          низкая правовая культура;
    ·          влияние социальной среды (безработица, нахождение взрослых людей в общественных местах с алкогольными напитками, курение, социальные сети);
    ·          отсутствие нравственности, что является причиной упущения семейного воспитания (неуважительное отношение родителей к школе, педагогу влечет за собой зеркальное повторение аналогичного отношения ребенка к педагогам);
    ·          преобладание потребительских качеств, отсутствие серьезных занятий;
    ·          влияние вредных привычек (пьянства, наркотической зависимости);
    ·          недостаточный уровень воспитательной работы, проводимой с несовершеннолетними, неорганизованность досуга, вторичной занятости, направленной на профилактику правонарушений, со стороны должностных лиц учреждений образования;
    ·          недостаточный уровень профилактической работы ОДН и отсутствие осведомленности о преступных намерениях и связях лиц, склонных к совершению преступлений;
    ·          недостаточный навык сотрудничества с учащимися
    Нельзя выписать единый рецепт по проблеме противоправного поведения. Ведь каждый ребенок, это личность, требующая индивидуального подхода.
    Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов:
    -объективных и субъективных,
    -природных и общественных,
    -внутренних и внешних,
    -независимых и зависимых от воли и сознания людей, -действующих стихийно или согласно определенным целям.
    При этом от нас с вами во многом зависит:
    -Каким будет поколение детей через 10 лет?
    -Какую политику будут вести наши нынешние выпускники, находясь через 10 лет у власти?
    -Какие ценности будут у наших нынешних выпускников?
    -И вообще, какие люди будут окружать нас, и как мы сможем “существовать” с современной молодёжью? И, наконец, может быть, кое-что придётся изменить в себе, измениться самому, шагая в ногу с новым поколением?
    Задача педагогов работать так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.

    Апрель 2022