Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Мальцева Евгения Николаевна
воспитатель
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 129", г. Воронеж

29.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в связи с этим дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. Поэтому стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Дошкольное обучение, согласно новому закону, об образовании теперь тоже является составной частью образования и, соответственно, также подверглось стандартизации. Новые стандарты утверждены Приказом Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155.
Основные принципы дошкольного образования.
При обучении ребенка необходимо учитывать его индивидуальные способности, при этом, ребенок должен сам выбирать то, чему ему интересно обучаться в тот или иной период времени. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- уважительное отношение к ребенку как полноценному участнику взаимоотношений.
Стандарт направлен на обеспечение:
- равных возможностей получения качественного начального общего образования;
- духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
- демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды ДОУ.
Одна из актуальных задач современного российского общества заключается в формировании и развитии гармоничной, социально зрелой, экономически активной личности. Эта задача обозначена в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, Федеральном законе №273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 30.12.2015) «Об образовании», федеральных государственных образовательных стандартах. Для того, чтобы поставленная задача была решена, образовательным учреждениям необходимо активно внедрять современные технологии, способствующие полноценному и всестороннему развитию, раскрытию творческих способностей и самореализации личности. Такими возможностями в полной мере обладают интерактивные технологии.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Интерактивные технологии можно определить в широком плане, как способ взаимодействия и вовлечения воспитанника в познавательный и образовательный процесс. Более узкое толкование интерактивных технологий сводится к тому, что данные технологии предполагают использование технических средств и программных продуктов, которые исключают пассивное участие воспитанника. В рамках данного понятия интерактивные технологии включают такие обязательные составляющие, как специальные программные продукты, технические средства, информационные технологии, позволяющие участнику образовательного процесса самостоятельно или при незначительном сопровождении педагога, получать новые знания и формировать навыки. Также интерактивные технологии предполагают нестандартный, творческий подход к решению поставленных задач, ставят воспитанника перед необходимостью самостоятельно принимать решения.
Интерактивные технологии - это форма деятельности всех участников образовательного процесса, включающая создание, применение, усвоение знаний и навыков путем активного диалога и взаимодействия. Интерактивные технологии предполагают использование современных информационных технологий, компьютерной техники, средств приема, передачи и обработки данных, но не ограничиваются ими.
Применение интерактивных технологий в ДОУ соответствует таким приоритетам, как индивидуальный подход к организации обучения, использование разнообразных форм и способов вовлечения ребенка в образовательный процесс, поддержание интереса, активности и самостоятельности.
Актуальность изучения возможностей использования интерактивных технологий в дошкольном образовании вызвана возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, в том числе и к уровню подготовки детей к обучению в школе. Большое значение в этом процессе имеет дополнительные занятия с детьми. Такие занятия способствуют развитию индивидуальных способностей детей, позволяют скорректировать слабые стороны и более качественно подготовить детей к следующей образовательной ступени.
В интерактивном образовании значительное место отводится информационно-коммуникационным технологиям. Такими технологиями являются информационно-обучающие компьютерные программы, мультимедийные презентации. Информационно-коммуникационные технологии позволяют преподнести информацию в увлекательной игровой или анимационной форме, привлечь детей к обсуждению ситуации, оказанию помощи героям задания. Мультимедийные презентации в работе педагога эффективно используются для того, чтобы сопроводить информацию визуальными образами, обеспечить запоминаемость и эмоциональную вовлеченность детей.
Значение интерактивных технологий в дошкольном образовании определяется следующими положениями:
Во-первых, интерактивные технологии способствуют активизации деятельности детей. Благодаря использованию интерактивных технологий каждый ребенок вовлекается в процесс взаимодействия. Интерактивные игры и иные формы работы требуют от ребенка участия и определенной доли самостоятельности.
Во-вторых, интерактивные технологии позволяют детям получить опыт разнообразного взаимодействия с разными типажами и характерами: героями ролевых игр, сверстниками, взрослыми. С каждым субъектом взаимодействия ребенок должен выстроить такие отношения, которые способствовали бы решению поставленных перед ним задач, но при этом соответствовали правилам и нормам, принятым в обществе.
В-третьих, интерактивные технологии ориентированы на создание благоприятной среды воспитания и развития детей. Использование интерактивных технологий основывается на принципах гуманистического подхода к обучению, взаимного уважения, эффективной совместной деятельности.
В-четвертых, интерактивные технологии позволяют одновременно предоставить всем воспитанникам равные возможности в восприятии информации, и создать условия для проявления индивидуальных способностей. Такой интегрированный подход способствует формированию гармоничной личности, готовой к взаимодействию и самореализации.
Еще одно значение интерактивных технологий в дошкольном образовании заключается в расширении форм и методов работы с детьми. Большое поле для деятельности открывают интерактивные технологии с использованием современных информационных технологий. Они позволяют решить такие сложные задачи, как активизация памяти и внимания, передача необходимых знаний, расширение кругозора и восприятия, умение гибко мыслить.
Таким образом, интерактивные технологии в дошкольном образовании - это способы и средства взаимодействия, используемые для активизации поведения воспитанников и решения широкого круга образовательных и воспитательных задач. Интерактивные технологии создают условия для развития познавательной деятельности детей, способствуют проявлению самостоятельности и творческих способностей.
При организации и проведении непосредственно-образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:
1 этап - погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки - через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.
2 этап - основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
3 этап - заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
• расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление).
• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
• использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
• высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей.
• данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).
Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста в связи с физиологически обусловленным для старших дошкольников переходом от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной. Использование данных технологий не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это прежде всего: преобразование предметно-развивающей среды, создание новых средств для развития детей, использование новой наглядности.
Сегодня информационно-коммуникативные технологии позволяют:
- показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре; в доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
- способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
- поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Мультимедийные презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем.
Интерактивное оборудования может изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:
1. Презентация и демонстрация материала. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской или столом может улучшить понимание новых идей.
2. Активное вовлечение воспитанников. Мотивация и вовлеченность воспитанников на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.
3. Улучшение темпа и течения непосредственно-образовательной деятельности (НОД). Использование интерактивной доски может улучшить планирование и темп НОД.
Преимущества интерактивного оборудования
- Делает НОД интересными и развивает мотивацию.
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
- Дети начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
- Позволяет использовать различные стили обучения, воспитатели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
- Программное обеспечение включает в себя богатую галерею готовых картинок, шаблонов и мультимедийных роликов с возможностью добавления пользовательских объектов.
- По опыту наших педагогов, использование интерактивного оборудования позволили значительно улучшить качество занятий.
Таким образом, при анализе введения в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий, подтверждается правомерность утверждения, что современные образовательные технологии являются ресурсом повышения качества дошкольного образования. Повышение качества организации методической работы в ДОУ помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, выработку единого педагогического кредо.
Но также не стоит еще и забывать о родителях, которые должны понять, что перестраиваться нужно не только ДОУ, но и семье, которая формирует социальный заказ детскому саду. При взаимодействии с семьями детей, педагоги знакомят родителей с новыми требованиями дошкольного образования. Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса и позволяет создать в детском саду такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС.
Апрель 2022