Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ

Третьяк Юлия Дмитриевна
педагог-психолог
ЦПМСП «Радуга», г. Балашиха

Дезадаптивное поведение детей и подростков имеет свою специфическую природу и рассматривается чаще всего, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка или подростка. При этом большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной профилактической деятельности.
Но нельзя оставлять без внимания и реактивные состояния и неврозы детей, которые занимают одно из ведущих мест в нервно-психической заболеваемости детей. Преобладание в эмоциональной сфере личностной тревожности, а также чувства безнадежности, обреченности, неадекватности в поведении и в оценке приводит в дальнейшем к обнаружению в структуре личности эмоциональной неустойчивости, неадекватности реагирования на внешние события. Эти особенности затрудняют адаптацию ребенка к окружающей среде, снижают способность к правильной оценке ситуации. А наличие таких личностных качеств, как повышенная возбудимость, сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, избыток побуждений, не находящий практической разрядки в процессе деятельности, что связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания, может только подкреплять дезадаптивное поведение ребенка.
Страх и тревога, являясь адаптационными феноменами, способны приобретать устойчивый патологический характер, когда возникает несоответствие между переживаемой эмоцией и реальной опасностью. Характерная особенность детского возраста - относительная легкость появления аффекта страха. У детей страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Повышенная физиологическая и психологическая готовность детей к возникновению страха может быть обусловлена некоторыми факторами внутренних и внешних условий. В числе факторов
внутренних условий особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психического инфантилизма в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Основной фактор внешних условий - неправильное воспитание типа гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребенка. Эпидемиологические исследования показывают, что в условиях экономической, социальной и политической нестабильности идет накопление фобий в общей популяции. Фобии нередко настолько интенсивны, что приводят детей к школьной и социальной дезадаптации.
Развитие невротических фобий представляет собой последовательную цепочку симптомов, отражающую порядок формирования личностных реакций в ответ на осознаваемую или неосознаваемую травму. Первыми возникают наиболее автоматизированные вегетативные и сенсомоторные расстройства, затем присоединяются аффективные, и завершается развитие синдрома становлением фобических расстройств невротического уровня.
В практике психолога образования, при работе с детьми, имеющими различные невротические реакции, рекомендуется использовать следующие методики: для определения уровня тревожности (тест Спилбергера), для определения личностных особенностей (опросник Р.Б. Кеттэла), для определения эмоционального состояния (тест Люшера), для определения адаптивности поведения ребенка в структуре межличностных отношений (тест Розенцвейга). Данные методики используются до и после коррекционо - развивающих занятий и, (если это требуется), медикаментозного сопровождения детей.
Тест Розенцвейга. Применяется с целью изучения личностных особенностей детей и подростков, влияющих на психотерапевтический процесс. Тест включает 24 рисунка, на которых изображены фигурки, находящиеся в различных фрустрационных ситуациях. На каждом рисунке персонаж слева произносит слова, описывающие эту ситуацию. Над фигуркой справа находится квадрат, в который испытуемый должен вписать свой ответ на слова первого персонажа. Каждый ответ оценивается с точки зрения типа фрустрационной реакции и ее направленности.
Типы реакций:
1) с фиксацией на препятствии;
2) с фиксацией на самозащите;
3) с фиксацией на удовлетворении потребности.
По направленности выделяют реакции:
1)         внешнеобвинительные;
2)         самообвинительные;
3)         нейтральные (безобвинительные).
Тест Спилбергера. При определении уровня тревожности у детей с фобическим синдромом отмечают, что личностная тревожность, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающий и отвечать на каждую из них, имеет более высокие итоговые показатели, чем ситуативная (реактивная) тревожность. Она как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности. Уровень личностной тревожности определялся как умеренный (от 36 до 44 баллов); высокий (от 47 до 72 баллов).
Тест Люшера. Для качественного определения эмоционального состояния применяется тест Люшера, основанный на предположении о том, что выбор цвета отражает настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.
Тест Кеттэла. Модифицированный вариант личностного вопросника, предназначенный для детей 8-12 лет, включает в себя 12 факторов, или шкал, отражающих некоторые качества личности. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества или "первичной черты" (в вопроснике он измеряется в стенах - единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным - 10 и средним - 5,5 балла) и характеризуется биполярно. На биполярность указывает знак + или -, стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими фактор. Из 12 личностных факторов нами выделены два. Фактор О отражает тревогу, озабоченность, опасения. Фактор Q4 отражает напряжение, раздражительность, фрустрацию.
Таким образом, у детей с тревожно-фобическими расстройствами личностные особенности почти полностью определяют программу коррекционо – развивающих занятий. Ведь дети, как правило, "идут по линии наименьшего сопротивления", выдвигая в свое оправдание неблагоприятно сложившиеся обстоятельства, или используют для достижения своих целей близких, вызывая у них чувство сострадания. Такие дети испытывают большие трудности в реализации намерений как личного, так и социального плана. Им требовались активные побуждения извне для того, чтобы заставить их изменить что-то в жизни или разрешить конфликтную ситуацию.
Коррекционная работа по профилактике дезадаптивных состояний с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. При непродуктивной деятельности в период свободного времени – “ничегонеделанье” – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.
В коррекционной работе так же требуется учитывать особенности психодинамических свойств индивида, которые во многом генетически предопределяют формирование его темперамента и характера. Теоретические данные о типологии поведения и деятельности человека позволяют обосновать возможности сопряженного физического и психического воздействия на детей и подростков с целью коррекции девиантности, развитию жизненно важных качеств, оптимизацию эмоционально-волевой сферы. Такое воздействие может применяться как в виде психомоторных упражнений, игр с элементами двигательных и когнитивных действий, а также традиционных средств физической культуры, адекватных возрасту занимающихся, с корректировкой, соответствующей их индивидуально-типовым особенностям.
Таким образом, максимально используя, имеющиеся в нашем арсенале знания, умения, средства; ниши возможности и желание родителей и самого ребенка возможно избежать или скорректировать дезадаптивные состояния у детей и подростков.
Апрель 2022