Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

Завгороднева Татьяна Борисовна
музыкальный руководитель
МБДОУ "Детский сад № 57", г. Воронеж

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно, ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Сегодня информатизация – это один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это направление Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.
Использование ИКТ в непосредственно образовательной деятельности можем разделить на разделы по основным видам музыкальной деятельности.
Раздел «Слушание музыки» - использование компьютерных презентаций. Это обогащает процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение.
Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.
Раздел «Пение». Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись.
Для лучшего запоминания текста, создаются презентации, в которых используется мнемотехника. А также применяются презентации для развития голоса, дыхания, активно использую артикуляционную гимнастику в сопровождении видеоряда. Дети учатся управлять своим голосом с помощью упражнений, следуя за схематическим изображением мелодии на экране.
В разделе «Музыкально-ритмические движения» - просмотр видео танца и затем постепенное проучивание, а также использование мнемотехники в запоминании последовательности движений.
Раздел «Музыкально-дидактические игры». Всем известно, что основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Использование в форме викторин с целью закрепления знаний детей, а также в целях диагностики. Тестовые задания в понятной для дошкольников игровой форме. С помощью интерактивной доски, дети сами отвечают на вопросы, решают поставленные задачи.
Раздел «Игра на музыкальных инструментах». При обучении игре на детских музыкальных инструментах - видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять. Не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
Библиографический список
1.         Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду//Дошкольное воспитание. – 1991. — № 5;
2.          Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании». Учебное пособие для высших учебных заведений, М. «Академия», 2008.
3.         Комарова Т.С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» Т.С. Комарова — М., 2011. С.128
4.         Моторин, Воспитательные возможности компьютерных игр//Дошкольное воспитание. – 2000. № 11;
5.         Новосёлова, С.Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. — № 3;
6.         «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающее - развивающих программ для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва,2012

Апрель 2022