Конференции

    ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В СВЕТЕ ФГОС ДО

    Шеремет Екатерина Алексеевна
    воспитатель
    МАО СОШ 5 ДО детский сад 31, Балашиха

    Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
    «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко
    В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
    Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
    v способом обучения;
    v деятельностью для реализации творчества;
    v методом терапии;
    v первым шагом социализации ребёнка в обществе.
    С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:
    v необходимость объяснения родителям важности игры;
    v обеспечение безопасного пространства для игры;
    v     наличие соответствующей развивающей предметно –пространственной среды.
    Игровые педагогические технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по:
    v отбору, разработке, подготовке игр;
    v включению детей в игровую деятельность;
    v осуществлению самой игры;
    v подведению итогов, результатов игровой деятельности.
    Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
    Задачи игровой технологии:
    v     Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
    v     Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
    v     Сделать воспитательный процесс управляемым.
    Виды педагогических игр очень разнообразны.
    Они могут различаться:
    Ø По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
    Ø По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
    Ø По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
    Ø По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
    Ø По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
    Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
    Её значение:
    ü     активизирует воспитанников;
    ü     повышает познавательный интерес;
    ü     вызывает эмоциональный подъём;
    ü     способствует развитию творчества;
    ü     максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
    ü     позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
    Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.
    В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы:
    Ø восприятие,
    Ø внимание,
    Ø память,
    Ø воображение,
    Ø мышление.
    Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
    Ø социально-коммуникативное развитие;
    Ø познавательное развитие;
    Ø речевое развитие;
    Ø художественно-эстетическое развитие;
    Ø физическое развитие.
    Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.
    Социально-коммуникативное развитие.
    Игровая технология включает в себя:
    Ø игровые тренинги;
    Ø сюжетно – ролевые игры;
    Ø театрализованные игры.
    Познавательное развитие.
    Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
    Речевое развитие.
    Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:
    ü  игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
    ü  игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
    ü  игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.
    Художественно-эстетическое развитие.
    Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
    Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д.
    Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач.
    Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления.
    Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.
    Литература:
    Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.
    Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
    Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
    Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm
    «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

    Апрель 2022