Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В СВЕТЕ ФГОС ДО

Шеремет Екатерина Алексеевна
воспитатель
МАО СОШ 5 ДО детский сад 31, Балашиха

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
v способом обучения;
v деятельностью для реализации творчества;
v методом терапии;
v первым шагом социализации ребёнка в обществе.
С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:
v необходимость объяснения родителям важности игры;
v обеспечение безопасного пространства для игры;
v     наличие соответствующей развивающей предметно –пространственной среды.
Игровые педагогические технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по:
v отбору, разработке, подготовке игр;
v включению детей в игровую деятельность;
v осуществлению самой игры;
v подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии:
v     Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
v     Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
v     Сделать воспитательный процесс управляемым.
Виды педагогических игр очень разнообразны.
Они могут различаться:
Ø По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
Ø По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
Ø По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
Ø По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
Ø По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
ü     активизирует воспитанников;
ü     повышает познавательный интерес;
ü     вызывает эмоциональный подъём;
ü     способствует развитию творчества;
ü     максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
ü     позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы:
Ø восприятие,
Ø внимание,
Ø память,
Ø воображение,
Ø мышление.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
Ø социально-коммуникативное развитие;
Ø познавательное развитие;
Ø речевое развитие;
Ø художественно-эстетическое развитие;
Ø физическое развитие.
Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.
Социально-коммуникативное развитие.
Игровая технология включает в себя:
Ø игровые тренинги;
Ø сюжетно – ролевые игры;
Ø театрализованные игры.
Познавательное развитие.
Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
Речевое развитие.
Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:
ü  игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
ü  игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
ü  игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.
Художественно-эстетическое развитие.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач.
Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления.
Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.
Литература:
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm
«Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Апрель 2022