Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Алексейкина Елена Олеговна
учитель-логопед
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 13 "Буратино", Республика Марий Эл, г. Волжск

(Составление рассказа по картине)
Вид проекта: познавательно-речевой
Длительность: краткосрочный
Разработчик данного проекта: учитель-логопед первой квалификационной категории МДОУ №13 «Буратино»
г. Волжска Алексейкина Елена Олеговна
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (ОНР) МДОУ №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ.
Направление: «Познавательно – речевое»
ОО «Коммуникация», раздел: связная речь
Тема: «Составление рассказа по картине «Белочка»
Цель: продолжать учить детей составлять связный рассказ по схеме-модели.
Обучающие задачи:
- закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;
- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в
явлениях природы.
Развивающие задачи:
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, утешить;
- воспитывать интерес к природе животным.
Актуальность.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической), связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовке к обучению грамоте. Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным является умение рассказывать. А ведь главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц (схема, в которую заложена определённая информация) и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными.
График реализации проекта

Этапы

Содержание

Задачи

Материал

Срок

I этап

подгото-вительный

II этап

основной

III этап

заключи-тельный

- подбор литературы по теме «Мнемотехника»;

- создание оптимальных условий для проявления речевой активности детей;

- рассматривание иллюстраций и кар-тин на тему «Живот-ные леса»;

- чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Белка»;

- загадывание зага-док про белку и ежа

занятие: составление рассказа по картине «Белочка»

пополнение копилки мнемотаблиц

изучение и анализ литературы

оснащение мне-мотаблицами кабинета учителя – логопеда

развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами

упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели

воспитывать интерес к природе, животным

развить желание у детей пересказывать сказки – как на за-нятии, так и в пов-седневной жизни

книги, журналы, статьи о мнемотехнике

картина «Бе-лочка», игрушка-ёжик, шишки, жёлуди, грибы, альбомный лист, фломастеры

мнемотаблица для рассказа «Белочка»

21-24 марта

25марта

25марта


Ожидаемые результаты:
Ø выработать у детей желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
Ø расширить круг знаний об окружающем мире;
Ø активизировать словарный запас;
Ø преодолевать у детей робость, застенчивость, учить свободно держаться перед аудиторией.
Словарь:
Сущ.: дупло, корм, запасы, семена.
Прилагательные: золотая, поздняя, красивая, хмурая, дождливая, сухая, холодная, лиственный, хвойный, ловкий.
Глаголы: опустошать, поедать, выслеживать, нанизывать.
Ход занятия.
Логопед. Сегодня мы поговорим с вами о том, как некоторые звери готовятся к зиме. Послушайте загадку:
Вот художник так художник –
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?
Дети. Осень.
Лоопед. А вы хотите побывать в лесу.
Дети. Хотим.
Логопед. Закройте глазки и представьте, что мы очутились в осеннем лесу.
(Звучит фонограмма «Звуки леса»).
Логопед. Осмотрите, как здесь красиво, спокойно. Какие красивые слова мы придумаем про осень, какая осень?
Дети. Осень золотая, красивая, поздняя, хмурая, дождливая, ранняя, холодная, сухая. Логопед. Ой, ребята, посмотрите: за ёлочкой спрятался ёжик (находит и показывает детям игрушку – ёжика), он плачет. Что же с ним случилось? Ёжик, почему ты плачешь?
(Дальше педагог говорит и за ёжика).
Ёжик. Скоро кончится осень, я сделал запасы на зиму – грибы, ягоды, корешки, яблоки. Сухими листьями утеплил свою норку. Но очень беспокоюсь о своей знакомой белочке, которую давно не видел. Помогите мне найти белочку. Ей надо помочь сделать запасы на зиму, а то она зимой замёрзнет и погибнет.
Логопед. Ребята, поможем Ёжику найти белочку? (Поможем!) Давайте возьмём ёжика и пойдём искать белочку, а чтобы нам было веселей идти, поиграем в игру «Найди листок».
(Педагог показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Листья сравнивают, отмечают их сходства и различия. Затем педагог поднимает, например, дубовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках которых листья дуба, кружатся под лёгкую музыку. А по команде педагога останавливаются. Игра повторяется с разными листьями и всеми листьями вместе).
Логопед. А вот, ребята, мы и нашли белочку (показывает картину). На каком дереве сидит белочка – на лиственном или на хвойном? Как вы узнали? Где нашла свой домик белочка? А почему у неё домик так высоко? Что запасла белочка к зиме? А ты, ёжик, хочешь узнать о жизни белочки?
Ёжик. Да!
Логопед. Тогда, ёжик, и вы ребята, садитесь на поляну и слушайте.
(Дети садятся за столы, на которых лежат схемы – модели и фломастеры).
Логопед. Ёжик, сейчас ребята расскажут тебе про белочку. В этом нам помогут наши помощницы – схемы – модели, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы. В центральном кружочке пишем букву «Б» - почему?
(Дети отвечают и пишут в центральном кружке букву «Б»).
Логопед. Белка – это домашнее или дикое животное? Где она живёт?
(Дети отвечают и рисуют в кружочке №1 дерево с дуплом и дом).
Логопед. Как называются детёныши белки? Мама белка большая, а бельчата?
(Дети отвечают и рисуют в кружочке №2 маму – белку и бельчонка).
Логопед. Чему учит мама – белка своих бельчат? Придумаем добрые слова про белку, какая белочка?
(Дети описывают белку - без схемы, пишут в кружочке №3 слово «мама»)
Логопед. А кто знает врагов белки?
(Дети отвечают и рисуют в кружочке №4 зубы и ружьё).
Логопед. Чем питаются белки?
Дети. Белки питаются грибами, шишками.
Логопед. Да, чтобы насытиться, белка должна за день опустошить двадцать восемь еловых шишек.
(Дети в кружочке №5 рисуют орешки, грибы, ягоды, яблоки).
Логопед. Какую пользу приносят белки людям?
(Дети отвечают и рисуют в кружочке №6 кисточку, шубу, шапку, хвост – мех (воротник).
Логопед. А какие вы знаете стихи, потешки, загадки о белке?
(Дети отвечают и рисуют в кружочке №7 букву «Я»).
Логопед. А сейчас кто хочет рассказать про белку?
(Составление рассказов детьми).
Ёжик. Молодцы, ребята, теперь я знаю, что моя знакомая белочка сделала запасы на зиму. Я могу спокойно спать зиму, а когда наступит весна, мы снова встретимся. А вы, ребята, помогайте всем животным и птицам выжить в холодную зиму. До свидания, спасибо вам!
Логопед. Давайте проводим Ёжика до норки. Спи, Ёжик, до весны, а нам надо вернуться в группу. Закрыли все глазки… На одной ножке покрутились – и в группу возвратились. Вот мы и опять в своей группе. Скажите, что вы сегодня делали? Что было вам трудно выполнять? А что легко? А вы запомнили врагов белочки?
Дети. Враги белочки – хищники, охотники.
Логопед. Правильно, молодцы!
Рассказ «Белочка»
Белочка – дикое животное, она живёт в лесу. Высоко на дереве её домик – дупло. Там тепло и уютно, там она выводит своих бельчат.
Белка маленькая, рыженькая, ушки у неё с кисточками, хвост длинный и пушистый.
Мама белка учит своих бельчат выбирать дупло, правильно передвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, собирать корм и делать запасы на зиму.
У белок есть враги. Главный враг – куница. Сильные и злые куницы преследуют белок, ловят их и поедают, разоряют дупла. Ещё за белками охотятся люди – охотники с собаками. Умные собаки выслеживают белок. А охотник стреляет прямо в глаз белки, чтобы не испортить шкурку.
Главный корм белок – семена хвойных деревьев (еловых и сосновых шишек).
Летом и осенью они сушат шляпки грибов, легко нанизывая их на голые ветки деревьев. Собирают спелые орехи, жёлуди и ягоды.
Из меха белки люди шьют тёплые шапки, шубки и варежки, а ещё делают мягкие беличьи кисти для рисования.
Мне нравится белка, потому что она быстрая и ловкая.
И. Соколов – Микитов.
Мнемотаблица к рассказу И. Соколова – Микитова «Белочка».
Апрель 2022