Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Устьянцева Дарья Александровна
учитель географии
МАОУ "Лицей 10", Свердловская область, г. Каменск-Уральский
В соответствии с изменениями современной социокультурной, экономической и информационной ситуации в развитии общества, в условиях современного обучения перед учителями географии встают новые задачи, от реализации которых будет зависеть успех вводимых в систему географического образования инноваций. Одним из важнейших условий повышения эффективности обучения географии является разработка новых методик и методических систем в соответствии со стратегическими направлениями обновления отечественного географического образования.
На сегодняшний день лекционная форма обучения не только отходит на второй план, но и практически полностью исчезает, поскольку молодому поколению становится менее интересно слушать лекции учителей, ведь современные дети более активны, сообразительны, им становится сложнее долго акцентировать свое внимание, именно поэтому перед учителями в наше время встаёт главный вопрос: «Как привлечь внимание учащихся к предмету на уроке?».
Действительно, эта проблема очень актуальна в современном мире. Исходя из этого, все большее распространение получают комбинированные (смешанные) уроки, где используются различные методы и формы, призванные заинтересовать учеников, а также достигнуть поставленных целей: образовательных, воспитательных и развивающих.
На мой взгляд, привлечь внимание учащихся на уроках поможет использование ГИС-технологий в школах. Включение их в образовательный процесс позволит максимально активизировать познавательный интерес школьников к географической информации и географии как науки в целом.
Введение ГИС-технологий в процесс обучения географии старшей школы позволяет сделать его личностно-значимым и востребованным в повседневной жизни современных школьников. Я бы хотела доказать свою точку зрения на примере уроков географии при изучении населения России. Эта тема в школе изучается 8-9 классах.
Основными понятиями данной работы являются:
1) население России – совокупность людей, живущих на Земле, в данном случае на территории нашей страны – России;
2) географические информационные системы – особые аппаратно-программные комплексы, обеспечивающие сбор, обработку, отображение и распространение пространственно-координированные данных.
Применение учителем ГИС-технологий на уроках географии позволяет проводить интегрированные уроки по целому ряду дисциплин. Это могут быть биология, экология, история, информатика и математика. Современные технологии при изучении темы «Население России» позволяют не только создать карты населения с высокой информационной емкостью, на которых может быть отражено в полной мере современное демографическое поле страны, его специфические черты, проблемы, но и усовершенствовать их навыки работы с электронными устройствами и познакомить их с новой программой - ArcView. Эта программа является базовой и наиболее простой в использовании, поэтому является наиболее удобной для практического использования ее в школе.
Школьная ГИС даст ученикам возможность построить собственные цифровые карты на базе карт, входящих в комплект. Также есть возможность редактирования и создания условных знаков. Это делает учебный процесс достаточно увлекательным для обучаемых. У учеников появится возможность перехода от практических работ по заполнению контурных карт к учебным проектам, где создание новых тематических карт будет одним из главных направлений ученического творчества. Таким проектом может стать «Изучение географии населения России», или «География рождаемости и смертности населения РФ», «Территориальные различия половозрастной структуры населения РФ» и др.

В ходе работы с проектом учащиеся познакомятся со статистическим методом исследования в ходе анализа статистических данных, привязанных к объектам цифровых карт. В ходе работы с актуализированными статистическими данными у учеников будет возможность их самостоятельного обновления.
        Может возникнуть вполне логичный вопрос о том, как же организовать учебно-воспитательный процесс в ходе работы с использованием ГИС -технологий?
        По-нашему мнению, необходимо привлекать ГИС в качестве демонстрационного устройства во время изучения нового материала и закрепления уже пройденного на уроках в качестве иллюстративного материала пространственных закономерностей, например, динамики численности городов и городского населения.
ГИС, как интерактивные средства обучения, позволяют учителю и ученику управлять потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала. Интерактивные средства предоставляют возможность моделировать географические явления и процессы, наглядно демонстрируя их в динамике. Таким образом, они облегчают понимание сущности этих явлений и процессов учениками.
Самостоятельная работа учеников в компьютерном классе на интегрированных уроках географии и информатики будет достаточно эффективной, поскольку в ходе такой работы они, во-первых, получают навыки работы с новой компьютерной технологией, а, во-вторых, выполняют практические работы и задания, непосредственно связанные с географической дисциплиной. В нашем случае - изучение населения России. Учитель знакомит учеников с заданием, выносимым на практическую работу. Затем он показывает на большом экране, какие элементы ГИС понадобятся в ходе самостоятельно работы. При таком методе работы учитель использует на уроках различные пространственные модели - цифровые карты, цифровые снимки и трехмерные модели местности, которые помогут ему поддерживать внимание учеников в течении всего урока.
Для создания проекта целесообразно будет деление класса на группы, каждая из которой будет состоять из 3 - 5 человек. Предполагается создание сразу нескольких карт в ГИС: «Плотности населения», «Рождаемости» и «Естественного прироста», поскольку создание этих карт наиболее полно отражает изучаемую тему. В ходе работы, каждая группа учащихся создает свою карту. Ученики выполняют практические задания под четким руководством преподавателя, которые предусматривают не только работу на уроке, но и дома. Например, сбор информации, необходимой для проекта, работа с учебниками и атласами по географии населения, изучение литературы по работе с ГИС-технологиями. По итогу обучаемые должны будут представить уникальные проекты собственного исполнения по картографированию населения России.
Возможности технологии геоинформационных систем могут быть задействованы в самых различных областях деятельности, которые различаются по территориальному охвату, предметной областью информационного моделирования, научными и прикладными областями решения задач.
При помощи продуктов для работы в ГИС ученики под руководством учителя смогут создавать собственные данные, карты, глобусы, а также модели для публикации и использования. ГИС-технологии дают обширный потенциал для развития творческих проектов учеников, ведь области применения ГИС обширны. С их помощью можно предсказывать прогноз погоды, прокладывать трубопроводы и автодороги и многое другое. Именно поэтому учебные учреждения, на мой взгляд, не должны оставаться в стороне от новейших геоинформационных технологий. 
Применение ГИС-технологий в школе на уроках географии при изучении населения России будет очень полезным, поскольку это, с одной стороны, даст возможность ученикам более детально разобраться в теме, научит их использовать ГИС-технологии и самостоятельно создавать географическую карту, а, с другой стороны, привлечет интерес учащихся к изучаемому предмету за счет игрового характера обучения и расширит кругозор детей. На наш взгляд, именно такая форма обучения способствует активизации учебно- познавательной деятельности учащихся в современном мире, мире компьютерных технологий. Ведь с помощью геоинформационных систем ученики не только изучают конкретную тему, но и закрепляют свои географические знания о сетке параллелей и меридианов, проекциях, номенклатуре, географических понятий и географических особенностях изучаемых объектов и явлений.
Апрель 2022