учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад № 57 г. Челябинска"
«Ребёнок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты».
На наш взгляд, эти строчки - хороший девиз современного педагога в условиях реализации ФГОС ДО. Они подчеркивают актуальность реализации принципов социализации и индивидуализации в работе с детьми с ОВЗ, в том числе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Главным и актуальным в коррекционно-развивающей работе с детьми является не формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе, для переноса полученных знаний в практическую деятельность, которая позволит успешно адаптироваться, социализироваться, в обществе сверстников, других взрослых.
Одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации является получение дошкольного образования детьми, имеющих тяжёлые нарушения речи. В дошкольном учреждении разработана и успешно реализуется адаптированная основная образовательная программа, которая раскрывает систему коррекционно-развивающей работы с детьми в специально созданных условиях для обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с нарушениями речи и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Основным принципом в нашей работе определён принцип индивидуализации, который согласно ФГОС ДО является одним из принципов дошкольного образования. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принцип индивидуализации не является нововведением в воспитании и развитии детей. В отечественной педагогике об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили еще Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие. Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике чешского педагога Я.А. Коменского. Формулируя цель обучения как принцип "научить всех всему", педагог уже в то время осознавал, что реализовать эту цель можно только за счет педагогических средств, методов и приемов, которые должны подбираться соответственно к каждому ребенку. С понятием индивидуализации образовательного процесса тесно связаны такие понятия как индивидуальность, индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности, индивидуализация. Всем нам известно, что индивидуальность рассматривается как своеобразие, уникальность свойств личности, проявляющаяся в неповторимом сочетании черт характера, темперамента, интеллекта, способностей. Индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Индивидуализация – это деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы, и что он приобрел в индивидуальном опыте. Индивидуализация – активное качество. Оно предполагает сотрудничество между ребенком и взрослым во всех видах деятельности, которые присущи дошкольному возрасту.
Приступая к реализации принципа индивидуализации в нашем ДОУ мы определили следующие направления:
1. Определение особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи.
2. Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционной работы у ребёнка в ДОУ и семье.
3. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушениями речи.
4. Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями определение степени их готовности к школьному обучению.
5. Создание эффективных условий реализации принципа индивидуализации в коррекционно-развивающей работе, условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями с учётом индивидуальных возможностей и особенностей детей (в соответствии рекомендациями ППк);
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Работа по всем направлениям ведётся параллельно и в рамках социального партнёрства со всеми участниками педагогического процесса, но подробнее мы остановимся на п.5 – «Создание эффективных условий реализации принципа индивидуализации в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста».
Для практической реализации принципа индивидуализации детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:
- наличие содержательно-насыщенной, многофункциональной, вариативной и доступной развивающей предметно-пространственной среды, удовлетворяющей потребности ребенка в сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных и других впечатлениях;
- использование современных образовательных технологий: ИКТ, лего-технология, проектный метод, лэпбуки, рабочие тетради «Хочу! Могу! Буду!», направленные на становление позитивных социальных позиций дошкольника, технология интеллект-карт («карты-рассуждалки»);
- использование методов и форм взаимодействия всех участников образовательного процесса с использованием цифровых технологий;
- реализация системы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи;
- повышение педагогической культуры родителей, взаимодействие с семьями детей с нарушениями речи в процессе коррекционной работы;
- психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов).
Все вышеперечисленные условия лежат в основе создания и функционирования в МБДОУ детско-взрослого сообщества «Чудо-город», в котором насыщенно, разнообразно и интересно построена жизнь всех участников образовательного процесса. Практическая реализация принципа индивидуализации внутри этого сообщества происходит через:
- содействие становлению субъектности ребенка в различных видах деятельности, поддержка активности, инициативности и творчества детей со взрослыми;
- обеспечение эмоционально комфортной и социально-защищенной атмосферы в группе сверстников.
Развитие детско-взрослого сообщества происходит через реализацию разнообразных видов культурных практик, включающих в себя интерактивные формы образовательных событий:
- Детская академия творческих наук (Мастерские, Лаборатории, Фестивали, Музеи, Мастер-классы дошколят, Ярмарки и т.д.);
- Социально-игровые проекты (Библиотека, Издательство газеты, Школа дикторов, Студия дизайна, Дом мод, Театральная студия и т.д.);
- Персональные выставки детского творчества, коллекции;
- Тематические недели;
- Центры активности детей в группах.
В Чудо-городе сложилась определённая система подготовки и реализации каждого образовательного события в формате - искусство интересно жить.
Литература:
1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
5. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
6. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.
7. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 с.
8. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.
9. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.
10. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.
12. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
13. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
14. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. - 2004.