Высшая школа делового администрирования
Конференции

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ

Савинова Елена Александровна
учитель-логопед, МБУ детский сад № 45 «Яблонька», г. о. Тольятти
Юмашева Елена Вячеславовна
учитель-логопед, МБУ детский сад № 45 «Яблонька», г. о. Тольятти
Ригович Екатерина Владимировна
учитель-логопед, МБУ «Школа № 26» структурное подразделение
детский сад «Тополёк», г. о. Тольятти
Сидоренко Екатерина Георгиевна
учитель-логопед, МБУ детский сад № 2 «Золотая искорка»,
г. о. Тольятти

Анализ природы слова и особенностей освоения детьми с ОНР лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта. Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике речевого развития этот аспект представлен, прежде всего, Тихеевой Е.И., Кониной М.М., Пеньевской Л.А., Логиновой В.И., Гербовой В.В., Иваненко, А.П., Яшиной В.И.
Второй аспект заключается в освоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретает ознакомление детей с многочисленными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большой степени представлено в работах Ф.А.Сохина и его учеников (О.С.Ушаковой, Е.М. Струниноцй и других).
Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова возможна лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
Проблема речевого развития дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Такую постановку проблемы подтверждают исследования ведущих психологов, педагогов, лингвистов. Психологическое обоснование проблемы формирования понимания смыслового значения слов представлено в трудах ведущих отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
В системе задач по речевому развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР работе над формированием понимания смысловой стороны слова детьми дошкольного возраста отведена важная роль. Формирование умений задумываться над смыслом слова, сознательно использовать речевые выразительные средства в рассказывании, является фундаментом, на котором строиться дальнейшее речевое и интеллектуальное развитие, развитие культуры речи детей.
Многие исследователи (Н.М.Зубарева, Е.В.Савушкина и др.) считают одним из эффективных приёмов работы над словарём ознакомление дошкольников с пейзажной живописью. Рассматривание пейзажных картин великих мастеров способствует развитию эстетического вкуса, позволяет обратить внимание на то, что ранее оставалось незамеченным, пробуждает желание и развивает умение детей рассказывать об этой красоте.
В исследовании Н.М.Зубаревой отмечается, что рассматривание пейзажей способствует эффективной коррекции общего недоразвития речи. В процессе ознакомления с произведениями художников, у детей с ОНР увеличивается количество определений, сравнений, метафор в активном словаре дошкольников и даёт возможность формирования понимания детьми смыслового содержания слова.
Большое внимание в исследованиях М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной уделяется требованиям к подбору произведений живописи.
Исходя из осознания нами значимости формирования понимания смысловой стороны слова у старших дошкольников с ОНР, в своей совместной логопедической работе мы ставили следующие задачи:
1. Привлечь внимание детей к смысловому значению слова.
2.Выделить лексические единицы и их сочетания с другими лексическими единицами для усвоения системных связей между ними.
3. Упражнять детей в подборе слов по смыслу и точному их употреблению в словосочетаниях.
Для осуществления эффективной логопедической работы по формированию усвоения смысловой стороны слова, был составлен перспективный план, разработаны словари - минимумы и сделан подбор пейзажных картин.
На первом этапе нашей работы серьезное внимание уделялось словарной работе в процессе наблюдения и рассматривания иллюстраций и репродукций пейзажной живописи, чтение художественной литературы, проведению развивающих и дидактических речевых игр.
Наблюдение за осенней погодой на прогулке было направлено на активизацию словаря, характеризующую погодные явления: солнечная, пасмурная, облачная, безоблачная, дождливая, безветренная, ветреная…
При наблюдении за осенними изменениями в природе учитель – логопед активизировала словарь детей вопросами репродуктивного, поискового и сравнительного характера: На что похожи листья березы? С чем их можно сравнить? Какого цвета эти листья?
Художественная литература дает прекрасные образцы употребления сравнений. Работа над их содержанием требует особой внимательности. Например, чтение стихотворения «Поёт зима, аукает» С.Есенина. Это стихотворение дети слушали с большим вниманием и интересом. На вопрос: - Как в стихотворении автор описал вьюгу и почему. Дети отвечали «вьюга злая, она заморозила воробышков».
С детьми так же проводились речевые игры: «Назови ласково», «Разные слова», «О чём ещё так говорят», «Расскажи о своей картинке». Все игры имели различное речевое значение, но, безусловно, были интересны детям. Речевая логическая игра «Разные слова» проводилась с целью упражнять детей в подборе слов к заданному, с целью объяснения смысловой связи между словами. Брались словосочетания однокоренных слов «зима – зимний - зимует, зимовье», «узоры – узорчатый».
Эффективным приёмом обогащения детской речи прилагательными, существительными, глаголами, наречия, мы считаем слушание отрывков из музыкальных произведений. Мы предлагали детям прослушать «Музыкальные этюды» об осени, зиме, с целью формирования умения передавать настроение музыки, используя в речи прилагательные и наречия. Выяснилось, что в процессе слушания дети легче и образнее делают сравнения, не бояться охарактеризовать то или иное впечатление от услышанного.
Так же детям предлагалось поупражняться в продуктивных видах деятельности – в рисовании, так как именно в рисовании дети наиболее полно могут воплотить свои творческие впечатления о зиме. Мы совместно с воспитателями предлагали детям нарисовать позднюю осень, зимнюю берёзку, зимний пейзаж, а затем составит небольшой описательный рассказ, используя в речи прилагательные, глаголы, сравнения.
Составление описательных рассказов является немаловажной частью нашей логопедической работы. Мы предлагали детям творческое рассказывание по теме «Зима», с целью активизации употребления в речи наречий и прилагательных. Большинство детей справились с этим заданием, но было выявлено, что дети всё же испытывают затруднения в составлении описательных рассказов, требуется мотивационная помощь взрослого. Эти затруднения характерны для детей с общим недоразвитием речи и их комплексное устранение является неотъемлемой частью нашей работы.
На втором этапе нашей логопедической работы были поставлены следующие задачи:
1. Расширять представление детей о явлениях природы, сезонных изменениях, происходящих в природе с приходом весны;
2. Расширять словарь детей, закреплять понимание смысловых значений слов, активизировать использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов на материале пейзажной живописи
3. Закреплять понимание значения многозначных слов.
В процессе наблюдения на прогулке за проталинами и весенними ручейками, рассматриванием первой весенней травки, дети могли очень многое рассказать об изменениях, происходящих в природе с приходом весны. Дети назвали весенние природные явления: капель, проталина. Большое внимание уделялось описаниям ранней весны, личностным отношением детей к приходу весны. В ходе беседы логопедом задавались вопросы, побуждающие ребят вступать в беседу, тем самым, активизируя в речи детей прилагательные и наречия (ранняя, солнечная, зазеленело, зацвело).
В ходе чтения стихотворения И.С.Никитина и рассматривания картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» ставилась задача обогащения речи детей образными выражениями, эпитетами: «в ярком золоте день утопает», «разговорчивый ручей». В стихотворении привлекло внимание образное сравнение автора перелётных птиц с гостями: «Скоро гости к тебе соберутся, сколько гнёзд понавьют – посмотри». Дети с интересом и эмоциональным откликом рассматривали и описывали картину Саврасова, им близка и понятна тема, описанная художником. Характеризуя состояние природы весной, дети называли такие прилагательные как: красивая, прекрасная, радостная, весёлая, долгожданная. Таким образом, во время бесед и наблюдений шла работа над антонимами и синонимами.
Большое внимание на втором этапе уделялось составлению описательных рассказов - этюдов, с целью формирования умения находить наиболее подходящие по смыслу слова для описания весны. Наблюдалась ярко выраженная положительная тенденция в умении детей составлять описательные рассказы. Дети наперебой предлагали свои версии рассказа, дополняли друг друга, почти не обращались за помощью к взрослому.
Таким образом, в результате проделанной комплексной логопедической работы, выявлена значительная динамика в развитии словаря детей, наметилась положительная тенденция в формировании смыслового понимания слов детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Список литературы
1.         Алексеева М.М. Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
2.         Белякова Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореф. дис. Канд.пед. наук.М., 1982.-24 с.
3.         Смага А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни: Дис.канд.пед.наук. М., 1992.-165с.
4.         Смольникова. Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Дис.канд.пед.наук. М., 1986.- 156с.
5.         Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. 1981. №2.- С.43-46.
6.         Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи.-М.:Просвещение,1992.-126 с.
7.         Шадрина Л.Г. Формирование предпосылок связной речи у детей дошкольного возраста: Дис.канд. пед. наук. М., 1999.
Май 2022