Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Куконос Светлана Григорьевна
методист
ГОУ ДПО "Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования", г. Донецк, Донецкая Народная Республика

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя неоспорима. Психологическая компетентность относится к разряду основополагающих в структуре педагогической деятельности. Под разными наименованиями («понимание учеников», «понимание душевного состояния другого», «наблюдательность» и т.п.) она входит в структуру общих педагогических способностей [1, с. 456].
Понятие психологической компетентности педагога выражает его теоретическую и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. В современных условиях, педагог становится той фигурой, на которую возлагаются большие надежды при решении поставленных задач. Но решение этих задач доступно лишь тому преподавателю, который постоянно совершенствует свой профессионализм, заботится о своем личностном росте.
Исследования в области психологии приобретают в системе образования особое значение еще и потому, что педагог сегодня – это не просто транслятор знаний и информации, но и еще в какой-то мере – практический психолог. От его психологической компетентности во многом зависят эффективность и успешность его педагогической деятельности, а также успешность деятельности обучаемых.
Необходимость формирования психологической компетентности субъектов образовательного процесса на современном этапе связана с решением еще одной проблемы: формирование высоконравственной личности, умеющей брать на себя ответственность за принятие решений, обладающей психологической культурой. Обозначенный процесс может осуществляться путем постепенного изменения психологии, самосознания личности [1, с. 457].
Вместе с тем, стоит отметить, что по данным социологических опросов только 8% учителей отметили у себя высокий уровень наличных знаний по психологии, а 58% считают, что их психологические знания находятся на низком уровне. Исследования показывают, что 13% учителей отметили у себя низкий уровень способности проектировать различные психологические ситуации в детском коллективе, и 56% учителей отметили, что не умеют за поведением ребенка видеть его психологическое состояние; 48% учителей не применяют индивидуальный подход в обучении на основании индивидуально-психологи-ческих характеристик учащихся.
Таким образом проблема повышения психологической компетентности педагогов становится очень актуальной.
В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов говорит о серьезном внимании к проблеме педагогического профессионализма, формирования и роста психологической компетентности учителя. Так, рассмотрению роли учителя, смысла и содержания его деятельности посвящены работы П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, Б.Д. Эльконина, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. В современной российской педагогической психологии в исследованиях Н.В. Андроновой, Н.Ф. Демидовой, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Г.С. Сухобской и др. проблема субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, выступает предметом специального теоретического и экспериментального изучения [4, с. 1081].
В работах психологов (Ю.И. Емельянова, Л.С. Колмогоровой, Л.А. Петровской, Л.Д. Столяренко, М.А. Холодной и др.) рассматривается структура психолого-педагогической компетентности:
- компетентность в общении - способность общаться, обмениваться информацией и на этой основе устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса;
- интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение это реализовать в педагогической практике;
- социально-психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной и т.д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования.
Как считают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина), психологическая компетентность зависит от личности учителя, его личностных качеств. Личностно-деловые качества учителя сливаются в единую психолого-педагогическую компетентность [6, с. 23].
Практика показывает, что наиболее «западающим» компонентом психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личности педагога.
М.И. Лукьянова определяет как важные, необходимые в педагогической деятельности следующие личностные качества: рефлективность, эмпатичность, коммуникативность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.
А.К. Маркова дополняет их профессионально важными качествами личности: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, практическое педагогическое мышление, педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух, педагогическая ситуация, педагогическая находчивость, прогнозирование, педагогическая рефлексия.
Таким образом, можно сказать, что научные разработки по вопросам психолого-педагогической компетентности и ее развития среди педагогов находятся в активном поиске идеальной модели качеств и черт, а также критериев сформированности и единства терминологического аппарата. Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения, необходима организация взаимодействия психологов с учителями в различных формах.
Цель статьи: рассмотреть проблему формирования психологической компетентности педагога, представить опыт работы платформы онлайн-марафона «Самооценка психологической компетентности педагога».
Согласно Государственным образовательным стандартам одним из психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы является формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников. С этой целью отделом социально-педагогических измерений в образовании ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» была создана платформа онлайн-марафона «Самооценка психологической компетентности педагога», которая начала функционировать с 1 сентября 2021 года.
Психологическая компетентность педагога заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования. Профессиональный педагог должен быть и профессиональным психологом. Прежде всего, педагог должен понимать свои сильные и слабые стороны, т.е. владеть самооценкой.
Для создания платформы онлайн-марафона были использованы сервисы общедоступные и достаточно простые, такие как сервисы Гугл (Гугл-документы, Гугл-форма, Гугл-таблица и др.) и ресурса Learningapps.org. Для самодиагностики психологические методики переведены в онлайн-формат. Дополнительные задания даны в игровой форме, что делает платформу привлекательной для педагогов. Ведь не секрет, что взрослые тоже любят играть.
На онлайн-платформе педагоги могут усовершенствовать свои знания о психологической компетенции, провести самоанализ и увидеть свои слабые и сильные стороны для дальнейшего профессионального роста.
Перед началом работы на платформе необходимо пройти обязательную регистрацию.
Онлайн-платформа состоит из 4-х уровней. За прохождение каждого уровня участник получает пазл. Для того чтобы собрать четыре пазла, необходимо ответить на вопросы тестов и выполнить дополнительное задание. Максимальный бал за прохождение каждого этапа 10, за дополнительный этап – 5 баллов. Онлайн-марафон считается пройденным, если будут даны ответы на вопросы анкеты по результатам работы на платформе. Результаты публикуются после обработки в таблице.
Форма онлайн-марафона оказалась очень востребованной и актуальной. В сентябре на платформе работали более 200 педагогических работников.
Педагоги отмечают, что главный плюс такой формы работы – мобильность и актуальность. Особенно нравится участникам онлайн-марафона, что есть возможность перед прохождением тестов освежить свои знания по проблеме, так как на каждом этапе предложен материал для изучения.
Результаты первого месяца работы онлайн-марафона показали, что 60 % педагогов дают правильные ответы на все вопросы теста по возрастной психологии с первой попытки. После изучения материалов, предложенных на странице, полностью справляются с тестом до 80 %.
Оценивая свою способность к саморазвитию, только у 24% педагогов получен результат активное саморазвитие, у 63% участников марафона отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий. В тоже время более 85 % педагогических работников сформирован высокий уровень развития коммуникативной компетентности и организаторских способностей.
По результатам самооценки более 65% педагогов придерживаются демократического стиля общения с обучающимися. По результатам самооценки владения педагогическим тактом можно сделать вывод о том, что большинство ответивших находятся на третьей стадии развития такта, когда легче устанавливается деловой контакт с детьми, но более сложно достигается контакт психологический.
Тест «Самоценка конфликтности» показал, что у 85% участников онлайн-марафона конфликтность выражена слабо, они умеют сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.
На сегодняшний день каждый педагог, если он хочет оставаться методически компетентным, психологически грамотным, может найти для себя актуальную информацию на нашем педагогическом марафоне.
В решении педагогических ситуаций участники проявили различный уровень педагогических способностей (см. рис. 1)

Рис. 1 – Результаты участников онлайн-марафона по методике «Решение педагогических ситуаций»
Таким образом, по итогам первого месяца работы онлайн-марафона, можно сделать вывод, что данная форма работы востребована и интересна для педагогов. Этому подтверждением являются отзывы участников (см. рис.2).

Рис. 2 – Скриншот страницы с отзывами участников онлайн-марафона
Психологическая компетентность формируется у педагога неравномерно, в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику – значит оценить ее, дать прогноз его профессионального и личностного роста.
Психология личности учителя проявляется не только в его позиции – отношение к детям, но и в организации собственной педагогической деятельности. Часто незнание собственных психологических особенностей приводит к тому, что учитель начинает копировать опыт своих коллег, которые имеют свои индивидуальные психологические особенности.
Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций.
Список литературы:
1.         Григорович, Л.А. Формирование психологической компетентности современного учителя в условиях дополнительного профессионального образования/ Л.А. Григорович, О.Н. Чернова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-3. – С. 456-459; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11033 (дата обращения: 06.10.2021).
2.         Заславская, О.Ю. Как меняется обучение: трансформация образования в условиях развития цифровых технологий // В сб.: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы IV Международной научной конференции. В двух частях. Красноярск. – 2020. С. 426-430.
3.         Иваненко, С.С. Образовательный веб-квест: Интернет-ресурсы успешного педагога. [Электронный ресурс]. – URL: https://ppt-online.org/757343 (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.
4.         Киракосян, К. Э. Психологическая грамотность и компетентность современного педагога / К. Э. Киракосян, Т. М. Савенко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. — № 24 (104). – С. 1081-1083. – URL: https://moluch.ru/archive/104/24549/ (дата обращения: 06.10.2021).
5.         Обучение цифровым навыкам: Модели цифровых компетенций [Электронный ресурс]. – URL: http://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika. (дата обращения: 23.09.2021). – Текст: электронный.
6.         Омельяненко, Л.А. Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов / Л. А. Омельяненко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 21.1 (155.1). – С. 22-24. – URL: https://moluch.ru/archive/155/43971/ (дата обращения: 06.10.2021).
Май 2022