Высшая школа делового администрирования
Конференции

КОНСТРУКТОР «ЮНЫЙ ИНЖЕНЕР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мельникова Любовь Николаевна
воспитатель
МАДОУ "Лобановский детский сад "Солнечный город",
Пермский край, с. Лобаново

Воспитание творческой личности – это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из задач является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
Что же понимается под понятием «творчество»?
Творчество - особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д. С психологической точки зрения творчеством считается любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя.
Техническое творчество - это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов). Детское техническое творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские изобретательские способности. В дошкольном возрасте детское техническое творчество сводится к моделированию простейших механизмов.
А.Б. Абдулаев – исследователь технического творчества, говорит: «Техническое изобретательство – сложная сфера творческого отношения личности к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения творческой личности…»
Современные педагоги утверждают: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике, усвоенные ранее знания.
В нашем дошкольном образовательном учреждении на протяжении нескольких лет работа над развитием познавательных процессов и творческих способностей у дошкольников является приоритетной. А конструирование занимает значимое место в образовательном процессе и является одним из самых любимых видов детской деятельности. На сегодняшний день наша группа оснащена разнообразными видами конструкторов. В 2018 учебном году в мою группу пришли ребята 3-4 лет, ранее не посещавшие детский сад. Входной мониторинг показал, что конструктивные навыки и творческие способности детей на тот период находились на низком уровне. Исходя из этого, мною была поставлена цель:
Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством конструирования.
Задачи:
1.Познавательная: способствовать развитию познавательного интереса к конструированию.
2.Образовательная: формировать умения и навыки конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач.
3.Развивающая: развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
4.Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности.
Особый интерес у ребят вызвал конструктор «Юный инженер». Набор GIGO «Юный инженер» предназначен для детей от 2-7 лет. Детали в нем крупные и легкие, красочные и очень разнообразные. Здесь есть винты, гвозди и гайки, соединительные панели и балки, призмы и кубики с отверстиями, оси и колеса. Но самые интересные элементы – это детские инструменты: молоток, отвертка, плоскогубцы и гаечный ключ. Все детали абсолютно безопасны для детей и очень удобны в соединении. Они окрашены в семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, сиреневый и белый. Главное достоинство этих конструкторов – возможность своими руками создавать самые разные подвижные модели.
Так, отталкиваясь в первую очередь от интересов детей, решила разработать план совместной деятельности с детьми на год, для решения поставленной проблемы.
Для начала в группе совместно с коллегами и родителями был усовершенствован центр «Конструирования», в который поместили: разные виды конструкторов, схемы, альбомы с постройками, игрушки для обыгрывания, настенные панели для конструирования, сюжетные картинки на тему конструирования и профессией инженера.
Работа строилась следующим образом:
1 этап: знакомство с конструктором «Юный инженер» и набором инструментов, входящим в него. Дети на первоначальном этапе узнали, что такое винтовое соединение и чем винт отличается от гвоздя. После нескольких занятий с инструментами, дети смогли управляться с ними не хуже взрослого. Так же на занятии дети познакомились с профессиями «инженер», «строитель», посредством презентаций, чтения художественной литературы, рассматривания картинок.
2 этап: последовательность работы на данном этапе заключалась в следующем:
«Конструирование по подражанию» - воспитатель поэтапно показывает каждое действие в конструировании поделки, а ребёнок повторяет, подражая взрослому.
Далее следовало «Конструирование по образцу» - воспитатель перед ребёнком строит конструкцию и просит его построить такую же.
Затем уже более сложное «Конструирование по схеме» - ребёнок при помощи схемы отбирает для постройки необходимое количество деталей и самостоятельно создаёт предложенную ему на схеме модель.
Конструирование на данном этапе вызвало полный восторг у малышей. Благодаря подвижным соединениям все созданные детьми игрушки словно оживали в руках. Машинки едут, собачка кивает головой, подъёмный кран поднимает грузы. С собранными своими руками моделями дети придумывали интересные игры: «Гараж», «Стройка», «Зоопарк» и др.
3 этап: на данном этапе детям было предложено конструирование в вертикальной плоскости. Специальное настенное панно, созданное для конструирования, было оборудовано в группе. Это более сложный вид конструирования, дети при создании модели видят её под другим углом. Модель крепко держится на панно, это помогает ребёнку действовать сразу двумя руками, что ещё больше развивает моторику рук.
На данном этапе происходит скачёк творческой деятельности детей. Очень важно, чтобы у детей не пропал интерес к конструированию, а доставлял только положительные эмоции. Так в этот период, ближе к концу учебного года, когда пройдена успешно адаптация детей к детскому саду и приобретены необходимые навыки и умения, в активный образовательный процесс стали включать и родителей. Для родителей были организованны выставки детских работ «Юные инженеры», на которых каждый ребёнок мог продемонстрировать свой талант конструктора и рассказать, как он делал свою игрушку. Интересным для детей стало мероприятие «Вечер с интересным человеком», на который был приглашён один из пап, по профессии механик, он рассказал о своей работе и совместно с детьми построил несколько моделей машин.
Итогом работы стала сюжетно-ролевая игра «Конструкторское бюро по созданию игрушек». В ней дети смогли проявить все свои конструкторские навыки и техническое творчество.
Так, в результате проделанной работы можно сделать вывод, что использование в образовательном процессе с детьми конструкторов нового поколения способствует формированию у детей конструкторских умений и навыков, развитию технического творчества, познавательной активности. Всё это даёт более высокий уровень развития детей, успешное применение своих знаний на следующих ступенях образования и широкие возможности в будущем при выборе профессии.
Май 2022