Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Фешкова Ольга Николаевна
инструктор по физической культуре
Кобякова Ольга Николаевна
педагог-психолог
МБДОУ д/с 43, г. Белгород

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу использование элементов психогимнастики на занятиях по физической культуре в ДОУ.
Ключевые слова
Психогимнастика,занятия по физической культуре.
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Развивать процессы эмоциональных (социальных) отношений в дошкольном образовательном учреждении помогает психогимнастика.
Что же предлагает нам эта методика. Её основная цель- социокультурное развитие ребёнка через соприкосновение со средой и самостоятельное освоение этой среды, сохранение естественных механизмов развития ребёнка, предотвращая искажение и торможение, сопровождение и пробуждение ростков самостоятельности ребёнка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.
В данном контексте взрослый будет не транслятором и даже не носителем этой среды, а её элементом. Он может осваивать среду наравне с ребёнком, сопровождая, увлекая.
И вот тут как раз можно провести параллель с ФГОС ДО, ведь в нем одна из ключевых задач - создание условий формирования у ребенка самостоятельности, творчества, креативности.
Если обратиться к закономерностям естественного развития детей, природе этого естества, её свободной сущности, то можно понять, что силой ничего от природы не возьмёшь, силой её только разрушишь. И не стоит подчинять, подавлять, управлять Маленьким человеком, а лучше пытаться сделать так, чтобы ребёнок естественным для него путём становился увереннее в себе, самостоятельнее, умнее и добрее, всё более способным к творчеству и всё менее способным ко злу. При этом не только дети обретут условия для гармоничного психического и интеллектуального развития, но и взрослые помогут самим себе: научатся терпению и терпимости, если будут соблюдать принципы методики:
-не навязывайте себя никому, в том числе и детям;
-если не знаете, как воздействовать-остановитесь; - устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию;
-исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции;
-соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми;
-не фиксируйте внимание на неудачах;
-давайте качественные оценки;
-не сравнивайте детей с кем либо, не ставьте никого в пример;
-не выражайте свои симпатии к детям в избыточной форме;
-используйте разные формы несловесной поддержки ребёнка.
Ребёнок должен учиться управлять своими эмоциями, действиями, движениями, уметь моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни. А чтобы самому научиться контролировать всё это ребёнок должен овладеть следующими умениями:
-произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в движении, на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
-различать и сравнивать мышечные и эмоциональные ощущения;
-одновременно направлять своё внимание на мышечные и экспрессивные (выразительные) движения;
-менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений;
-произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Заниматься по этой методике можно с детьми любого возраста, начиная с 3-х лет. Занятия проходят в виде сюжетных игр- драматизаций на увлекательные для детей темы, например «Семь гномов», «Гуси-лебеди», «Цирк» и т.д. (приложение 1).
Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми. Все чем мы можем владеть это только наше тело. Персонажами игр становятся сами дети или педагог, т.е. дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, совершают увлекательное познание окружающего мира, при этом, на самом деле, они учатся нелёгком делу: умению управлять собой. Очень важны экспрессия и комментарии воспитателя при показе упражнений так как они облегчают детям подражание и эмоционально заряжая их, усиливает ощущения.
Но, проведение сюжетно-инсценированных игр требует большой подготовки и искусства от педагога, поэтому лучше начать поэтапно осваивать эту методику и вводить разные группы упражнений (игр) этой методики в разные части физкультурного занятия.
Для вводной части занятия прекрасно подходят игры-упражнения на внимание и коммуникативные упражнения, которые решают следующие задачи:
-сброс инертности физического и психического самочувствия;
-подъём мышечного тонуса;
-«разогрев» внимания и интереса ребёнка к занятию, настройка детей на активную работу и контакт друг с другом;
-тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.
Игры-упражнения на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты, действия и т.д. Например: «Что изменилось в зале?», «Какие звуки ты различаешь на улице (в соседнем помещении)?», «Угадай, кто позвал (кто крепче пожал руку, кто к тебе прикоснулся)?», «Какой предмет самый большой (маленький, гладкий, шершавый, тёплый)?» «У кого из детей белые (синие, красные) носочки (футболки, шорты)?», «Кто самый весёлый (грустный, шумный)?», «Какие зверюшки (птицы, музыкальные инструменты, мячи) есть в зале?» и т.д.
Коммуникативные упражнения. Они направлены на тренировку общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. Это могут быть эмоциональные контакты и проявления, осуществляемые посредством пантомимы. Например: улыбка, подбадривающие пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по плечу, по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.д. (формы несловесной поддержки ребёнка).
Еще один элемент-психогимнастические упражнения, но важно помнить, что это не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций-мышления, эмоций, движения. Задачи психогимнастики:
-тренировать ребёнка в изменении характера движений, опираясь на контроль мышечных ощущений, работу воображения и чувства;
-дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки;
-тренировать ребенком направление внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;
-тренировать ребёнка в определении характера физических упражнений.
Психогимнастические упражнения доставляют ребёнку массу удовольствия, включают в работу его фантазию, улучшают ритмичность движения. В это же время педагог комментариями описывает характер физических действий- силу, темп, резкость - и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Психогимнастику уместно проводить при смене видов деятельности основной части занятия, что позволит сократить паузы при смене инвентаря и повысит моторную плотность занятия. Что же представляют собой эти упражнения? Это небольшие этюды-упражнения, в которых важно погрузится в образ-фантазию, соблюдая чередование и сравнение противоположных по характеру движений: -
-напряжённых -расслабленных
-резких- плавных
-частых-медленных
-дробных- цельных
-едва заметное шевеление-застывание
-быстрых-медленных
-вращение тела-прыжки
-свободное передвижение в пространстве-столкновения с предметами
Образы - фантазии создаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребёнка. Например: «Штанга», «Пальма», «Огонёк», «Заяц-барабанщик», «Силач», «Дерево на ветру» и т.д.
А для заключительной части занятия тоже есть упражнения. Это эмоции, общение, поведение. Их можно использовать вместо подвижных игр и игр малой подвижности.
Какие задачи решают эти упражнения:
-овладение навыками управления своей эмоциональной сферой;
-развитие у детей способности понимать, осознавать свои или чужие эмоции правильно их выражать и полноценно переживать;
-тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции;
-формирование навыков общения в групповых действиях.
Упражнения этого раздела представляют собой:
Подвижные игры-драматизации - могут быть любыми, но всегда они должны быть интересны детям и направлены на общую деятельность, совместные движения и контакт. Например: «Что мы делали, не скажем, но зато тебе покажем», «Паук и мухи», «Обезьянки», «Кто к нам пришёл», «Крокодил».
Пантомимические загадки (упражнения) - в которых желательно обыграть (угадать или показать) существующие эмоции, состояния человека: интерес, внимательность, радость, удовольствие, надежда, разочарование, горе, отчаяние, страдание, сострадание, гнев, злость, зависть, удивление, обида, досада, презрение, брезгливость, отвращение, страх, испуг, сострадание, стыд, вина, тревога, беспокойство, сочувствие, жалость, нежность, грусть, печаль.
Хороводные игры-закрепляют положительный эффект, стимулируют и упорядочивают психическую и физическую активность, приводят в равновесие их эмоциональное состояние, улучшают самочувствие и настроение. Например: «Кострома», «Воробейко», «Зеркало», «Карусель».
Используя элементы психогимнастики педагог начинает меняться сам! Становится и наблюдателем, и соучастником и своеобразным исследователем и все меньше оказывается в позиции все знающего, диктующего, распоряжающегося, авторитарного управляющего. Педагог получает возможность вместе с ребёнком понять для себя что-то новое, испытать радость творчества, озадачиться неожиданными проблемами и, конечно, почувствовать, сколь неисчерпаема детская благодарность и сколь бескорыстно их доверие. Взрослый помогает детям познавать мир своих эмоций, движений. И они с благодарностью все это воспринимают. Эмоциональное благополучие для ребёнка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребёнку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
Список используемых ресурсов:
Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т., «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинёв «Вирт», СПб «Дорваль». 1999
Чистякова М.И., «Психогимнастика», М., «Просвещение», 1999
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/04/kartoteka-igr-dramatizatsiy-i-teatralizovannyh-igr
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/12/21/kartoteka-igr-pantomim-etyudov-i-mini-stsenok
Май 2022