Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН

Кагарманова Лариса Фуатовна
учитель-логопед
МДОУ "ЦРР - д/с № 107" г. Магнитогорска

Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный период характеризуется активным усвоением ребенком разговорного языка, становлением и развитием всех компонентов речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности.
Профессиональная деятельность учителя – логопеда предполагает использование различных образовательных технологий, в том числе и инновационных. В своей работе со старшими дошкольниками речевой группы я активно использую такой метод новой образовательной технологии как «синквейн» (в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк»). Инновационность данного метода заключена в создании условий для развития личности ребёнка, способного критически мыслить, умеющего выделять главное, обобщать, систематизировать и классифицировать, а также исключать лишнее.
История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ.
Эффективность и значимость синквейна:
·          Простота.
·          Синквейн как игровой приемом.
·          Заключительное задание по пройденному материалу.
·          Синквейн учит краткому пересказу.
·          Синквейн помогает развить речь и мышление.
·          Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Актуальность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
·          Новая технология открывает новые возможности.
·          Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
·          Является диагностическим инструментом.
·          Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления
Создание речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, опирается на ту часть программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.
Составление дидактического синквейна, это увлекательный процесс, творческий и яркий, который требует нахождения в материале наиболее существенное, выделять это и кратко формулировать, тем самым составлять грамотно предложения с использованием графических схем.
Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Эту работу можно проводить индивидуально и в подгруппах. Использовать дидактический синквейн в работе с дошкольниками с ОНР, целесообразно, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной лексической теме.
Алгоритм составления синквейна:
В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово. По части речи — это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи — это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи — это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что, делает?
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?
Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д. Дети повторяют, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Другими словами, можно сказать, что это – не большие сочинения, где дети учатся правильно составлять предложения одновременно работая над развитием внутреннего плана речи на уровне предложения.
Примеры детских дидактических синквейнов.
Лексическая тема:
«Новый год»
1. Новый год.
2. Радостный, долгожданный.
3. Приходит, веселит, радует.
4. Я люблю этот праздник.
5. Подарки.
Лексическая тема: «8-е Марта»
1. Мама.
2. Умная, красивая, добрая.
3. Читает, вяжет, готовит, убирает.
4. Любит меня и папу.
5. Семья.
Лексическая тема: «Время года»
1. Зима.
2. Снежная, холодная.
3. Морозит, заметает, восхищает.
4. Серебристым снегом укрывает землю.
Литература:
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов/Д., Феникс, 2011
Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал
«Логопед», № 5, 2005
Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
Май 2022