учитель-дефектолог
ГБДОУ детский сад № 82 компенсирующего вида Невского района, Санкт-Петербург
Физическое развитие – одно из основных направлений обеспечивающее успешность жизнедеятельности ребёнка.
Физическое развитие включает в себя формирование моторики ребёнка и автоматизацию комплекса движения.
Особенности физического развития детей с нарушенным зрением делятся на четыре группы.
1. Во-первых, это собственно состояние физического развития ребёнка, при котором наблюдается:
-отставание детей с нарушенным зрением по антропометрическим данным по сравнению с нормально видящими сверстниками,
-нарушения координации движений (непосредственно связано с нарушением зрения т.к. при овладении и выполнении движений зрение выполняет ориентировочную и регулирующую функции,
-нарушение осанки, которое наблюдается у 70% детей,
-плоскостопие, которое имеют 80% детей,
-слабая мышечная система,
-нарушение чувства скорости движения и двигательной реакции.
2. Во-вторых, особенности физического развития детей с амблиопией и косоглазием проявляются в двигательных умениях, к ним относятся:
-более длительный период времени для становления основных движений,
-ошибочные или неточные выполнения исходного положения,
-трудность переноса двигательного умения в самостоятельную деятельность.
3.К третьей группе особенностей физ. развития относятся проявления свободной двигательной деятельности:
-малоподвижные дети.
-сверхактивные дети.
4.К четвёртой группе особенностей физ. развития детей с амблиопией и косоглазием, относятся трудности при ориентировке в большом пространстве.
Все вышеперечисленные особенности физ.развития детей со зрительной депривацией определяет специфику содержания физического воспитания в нашем детском саду, в том числе и требования к выбору методов и приёмов на физкультурных занятиях.
Содержание обучения детей движениям в коррекционно-педагогическом процессе включает в себя три раздела:
1.Обучение детей положениям различных частей тела.
2.Обучение основным движениям.
3.Совершенствование основных положений тела и движений.
Обучение положениям различных частей тела (рук, ног, головы, спины…) начинаем с «Азбуки движений» - это начальные знания детей о исходных положении рук, ног, головы…, каждое положение требует кропотливой работы,а так же самоконтроля и контроля со стороны взрослого.Необходимо сформировать навык каждого исходного положения.
Обучение основным движениям должно осуществляться поэтапно, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Рассмотрим «по - этапность» обучения движениям на элементарном основном движении, как ходьба:
-в младшей группе используем естественный показ, педагог выполняет роль ведущего, учим ходить не в колонне, следим за осанкой.
-в средней группе роль ведущего выполняют дети, добавляется ходьба по разным поверхностям.
-в старшей и подготовительной группах увеличивается время ходьбы, используем разные виды ходьбы, в разных направлениях.
Такое усложнение от возраста к возрасту должно быть для каждого вида основных движений (бег, лазанье, бросание, метание и т.д.).
В нашем детском саду структура занятия по физкультуре приближена к массовому саду, но с специфическими изменениями и дополнениями. Большое внимание уделяется отработке отдельных элементов, а также ориентировке. Наши дети должны хорошо представлять образ движения, показ нужно разделить на отдельные этапы и каждый этап прорабатывается отдельно. Например, «Упражнение в равновесии»: сначала даём ходьбу по полу, потом по полоске, по направляющему шнуру, и только после этого – по скамейке. Хочется напомнить, что на занятиях необходимо включать упражнения на развитие слухового восприятия: «Подпрыгни столько раз сколько хлопков ты услышишь», и т. д. Неотъемлемой частью занятия является подвижная игра. На физкультурных занятиях нужно играть в подвижные игры, которые уже знакомы детям, чтобы не тратить время на объяснение.
Подвижные игры всегда любимы детьми. В подвижных играх и спортивных упражнениях у детей с амблиопией и косоглазием следует учитывать задачи развития и тренировки нарушенных движений и зрительных функций. Игры с ловлей, бросанием, метанием, лазаньем, перепрыгиванием – способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции.
НО! Необходимо помнить о зрительных диагнозах детей и рекомендации врача-офтальмолога при организации двигательной активности детей с тем, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение.
На коррекционных занятиях, так же необходимо уделять внимание развитию навыков движения у детей с амблиопией и косоглазием. На общеразвивающих и коррекционных занятиях необходимо проводить физминутки: двигательные и зрительные, с целью предотвращения утомления, и снятию напряжения.
Весь процесс развития ребёнка зависит от того, как сумеют врачи, педагоги и родители организовать его жизнедеятельность с тем, чтобы были учтены все стороны его здоровья и психического и эмоционального состояния.