To main content
Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Шабалина Татьяна Леонидовна
концертмейстер, методист
МБУ ДО ЦДТ "Радуга", г. Кирово-Чепецк, Кировская область

Тему деятельности концертмейстера и профессиональной компетентности (ПК) педагога-концертмейстера затрагивают такие авторы, как М.И. Мироедова в статье «Перспектива профессионального роста концертмейстера хореографии», Е. И. Кубанцева в статьях «Концертмейстерская подготовка студентов в системе музыкально-педагогического образования», «Содержание предмета «Концертмейстерский класс» и структура концертмейстерской деятельности», «Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера».
Анализ этих работ показывает, что ПК становится достаточно актуальной темой в современном обществе, а в частности в области дополнительного образования.
Также тему компетентности концертмейстера автор проводит в собственной системе обобщения практического педагогического опыта под названием «Профессиональный рост концертмейстера хореографии».
Функции и требования к концертмейстеру хореографического коллектива
Автор данного доклада является концертмейстером Образцового детского хореографического коллектива «Ритм» - самого многочисленного коллектива МБУ ДО ЦДТ «Радуга». У коллектива достаточно высоких признаний, завоеванных на фестивалях и конкурсах городского, областного, регионального, Всероссийского и Международного значения.
Этот коллектив создала и руководит им по сегодняшний день педагог дополнительного образования высшей категории Палешева Лариса Владимировна. Главной особенностью своей деятельности педагог считает обучение и воспитание детей посредством хореографии, развитие в них нравственной личности с большим творческим потенциалом.
Для выявления функций концертмейстерской деятельности необходимо рассмотреть специфику данного вида педагогической практики. Концертмейстерская деятельность включает различные компоненты, поскольку любая сторона творческой деятельности осуществима лишь в том случае, если она подкреплена комплексом знаний. Здесь необходимо владение основами теории и практики концертмейстерской работы, развитие музыкальных способностей, основательное изучение произведений разных стилей и композиторов, формирование навыков и умений аккомпанирования, а также обладание философско-эстетическими воззрениями, эмоциональными и волевыми качествами.
Немалое значение представляют психологический, философский, эстетический и культурологический аспекты деятельности концертмейстера.
Подготовка к концертмейстерству проходит в процессе изучения многих дисциплин. Общегуманитарная подготовка дает понимание концертмейстерской деятельности в ее философском значении. Музыковедческая – отражает постижение музыки как феномена исполнительского творчества. Общепедагогическая – затрагивает концертмейстерскую проблематику в связи с изучением содержания образования. Методическая – вооружает методами учебно-воспитательной работы на уроках «Концертмейстерский класс». Исполнительская – ориентирует на использование приобретенных исполнительских знаний и умений в профессиональной деятельности, в том числе в деятельности, связанной с реализацией концертмейстерских возможностей.
Концертмейстерская деятельность несет в себе много педагогических функций:
- концертмейстер разрабатывает совместно с педагогом дополнительного образования тематические планы и программы;
- проводит индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;
- формирует у обучающихся исполнительские навыки, прививает навыки ансамблевой игры;
- осуществляет музыкальное воспитание детей в соответствии с программой объединения, способствует развитию у них художественного вкуса, расширению музыкально-образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности;
- обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, экзаменах, зачетах, концертах (спектаклях), мероприятиях, показательных выступлениях (спортивных соревнованиях по спортивной, художественной гимнастике, фигурному катанию, плаванию);
- участвует в подготовке и проведении мероприятий;
- систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
- участвует в деятельности методических объединений.
Пропагандирует детское творчество:
- выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию;
- поддерживает одаренных и талантливых воспитанников;
- организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, творческих отчетах, выставках, конкурсах, соревнованиях и др.;
- оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
- осуществляет связь с другими коллективами по своему профилю деятельности.
Концертмейстер также может:
- участвовать в экспериментальной деятельности;
- создавать материалы по обобщению педагогического опыта, научные работы, иметь публикации своих работ в педагогических журналах;
- участвовать в различных конкурсах профессионального мастерства, в международных и российских грантах.
Одна из важнейших функций концертмейстерской деятельности в хореографическом коллективе – это музыкально-эстетическое воспитание детей.
Важным аспектом деятельности концертмейстера хореографии является работа с хореографом.
Не маловажным определяющим фактором для молодого специалиста – концертмейстера является природная предрасположенность, а также целый ряд качеств.
Работа начинающего концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины, и освоение ее хореографической специфики, что происходит параллельно. Здесь огромную роль играет педагогический аспект – ведь качество урока во многом зависит от мастерства концертмейстера. Требования к концертмейстеру хареографического коллектива представлены в таблице № 10.
Таблица №10. Требования к педагогу-концертмейстеру хореографического коллектива (систематизировано автором)
Должен знать
Должен уметь
Требование к качествам мастерства концертмейстера
- Законодательные и нормативные документы по вопросам образования и финансово-хозяйственной деятельности;
- Основы педагогики, психологии, физиологии, гигиены и общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических задач;
- методику и организацию учебно-воспитательного процесса в учреждении;
- программно-методическую документацию;
- правила охраны труда;
- содержание, методику, организацию образовательной деятельности, программы по профилю;
- методику проведения занятий и репетиций;
- произведения разных эпох, стилей и жанров, их традиции, интерпретации;
- правила компоновки музыкальных фрагментов, подбора музыки к отдельным элементам движений с учетом индивидуальных физических данных обучающихся.
- условия и методы работы в различных сферах хореографической практики;
- знакомиться с основами понимания самой природы танца, образно - выразительного содержания хореографического движения, изучить
балетную терминологию (общая и международная система танцевальной терминологии – на французском языке);
- приобрести навыки в сфере импровизации.

Иметь педагогическое, профессиональное образование.
- уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству;
- научится бегло читать с листа нотный материал, включая балетные клавиры;
Необходимо освоить художественные особенности балетной музыки, балетного клавира, разнообразных жанров танцевальной музыки. Необходимо освоить специфику оформления уроков:
- классического танца,
- историко-бытового и бального танца,
- народно-сценического,
- современного и в стиле «модерн».
- выбор репертуара для учебно-тренажных или открытых занятий, при этом обязательно учитывается то, какая дисциплина преподается: классический, современный танец или другие. Также обязательно учитывается возраст детей. Репертуар периодически должен обновляться;
- репертуар для танцевальных постановок: будь то танцевальные этюды для открытых занятий или постановки целого танца.
Поиск и записывание фонограмм.
Учитывать исполнительские возможности танцующих, их психофизическое состояние.
Способствовать развитию активности музыкального восприятия детей.
- острое ощущение ритма,
- ощущение танцевальной кантилены,
- интуитивное восприятие внутренней природы движения.
Развитое чувство восприятия танцора, умение работать в ансамбле.
Необходимо не только хорошо владеть инструментом, разбираться в различных музыкальных стилях и жанрах, но и чутко, душой понимать «творческую натуру хореографа», знать его вкусы.
Природная предрасположенность к деятельности в сфере хореографии.
Профессия концертмейстера хореографического коллектива представляет собой особенный, ни с чем не сравнимый комплекс: умений и навыков, необычайно развитых слуховых и зрительных ощущений и представлений, основанных на глубоких знаниях музыкально-хореографической природы предмета.
Поставив задачу рассмотреть функции и требования к концертмейстеру хореографического коллектива, автор выделяет самую важную в сфере дополнительного образования функцию – музыкально-эстетическое воспитание. Концертмейстер в хореографическом коллективе – это более широкое понятие, нежели рядовой аккомпаниатор. Если обязанности последнего не выходят за рамки собственного аккомпанирования, музыкального озвучивания урока с помощью инструмента, то задачи концертмейстера включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческих начал воспитанников и формирование их эстетического вкуса.
Функция музыкально-эстетического воспитания танцоров
Определив одну из важнейших функций концертмейстерской деятельности в хореографическом коллективе, автор рассмотрит ее более подробно.
Планируя свою работу, автор тщательно отбирает для занятий репертуар, способствующий формированию музыкального вкуса, расширяющий кругозор, пополняющий «музыкальный багаж» ребенка, который включает произведения классической, народной и современной музыки. Здесь большую роль играет профессионализм, особое чутье и соответствующая подготовка. Именно это позволяет педагогу – хореографу не только профессионально растить своих воспитанников, но и оказывать огромное влияние на их общее музыкально-эстетическое развитие.
Автор выявил и систематизировал способы реализации функции музыкально-эстетического воспитания (См. таблицу №11).
Таблица №11. Реализация функции музыкально-эстетического воспитания
(систематизировано автором)

Этапы

обучения


Цели обучения


Детское восприятие

Процесс достижения цели обучения

Критерии отбора музыкального материала концертмейстером


I этап

Знакомство с элементарными понятиями: характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер; динамические оттенки в музыке – «форте», «пиано»; характер исполнения – штрихи: «легато», «стаккато»; строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение; эмоциональная выразительность

Интуитивное восприятие музыкального материала

Знакомство происходит в процессе занятия с помощью предложенных педагогом танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций-этюдов

Музыкальные произведения: простые и доступные для детского восприятия по стилю, жанру и характеру; с яркой выразительной мелодией; четким метроритмическим рисунком; квадратные по форме


II этап

Полученные ранее понятия расширяются и закрепляются:

общий характер;

темп; динамические оттенки;

строение музыкальной речи;

метроритмы;

музыкально-танцевальные импровизации

Эмоциональный отзыв на музыку

В процессе занятия дети учатся:

выполнять движения в различных темпах;

слушать музыку и отражать ее характер в движениях и пластике;

выполнять движения с различной амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения

определять вступление, начало и окончание музыки, акцентировать хлопком и т. п.;

передавать эмоциональное состояние во время музыкально-танцевальных импровизаций

Музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям


III этап

Закрепление пройденного материала на более сложных примерах, знакомство с танцевальными жанрами – вальс, полька, марш; с русским народным танцем; знакомство с понятием «жест» и «поза»; развитие актерской выразительности

Осознание связи движения и музыки

В процессе занятия дети учатся: определять особенности танцевальных жанров; уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в характере соответствующего жанра; импровизировать на заданную музыку

Музыкальные произведения:

изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм; особое внимание маршевой и танцевальной музыке


IV этап

Обогащение музыкального мышления; умение разбираться в различных музыкальных жанрах: симфонический, инструментальный вокальный; знакомство с серьезной классической музыкой и джазовой; музыкой различных народностей; знакомство с творчеством композиторов разных эпох и стран; развитие способности получать эстетическое наслаждение от контакта с музыкой

Активное творческое восприятие

Во время занятий дети прослушивают различные музыкальные произведения; краткие беседы о музык. произведениях и их композиторах

Музыкальные произведения: различной сложности; композиторов разных стран и эпох; различных жанров и направлений; разных народностей


Рассмотрев функцию музыкально-эстетического воспитания, автор выявил такие особенности: на начальном этапе музыкального воспитания поставлен акцент на развитие элементарных понятий, а в дальнейшем главной целью концертмейстера должно явиться развитие музыкально-эстетического вкуса, воспитать в ребенке душевную потребность в «прекрасном» - в музыке.
Функция взаимодействия концертмейстера с руководителем
хореографического коллектива
Концертмейстер – первый помощник хореографа в музыкальной области. Он знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он является как бы посредником между идеей композитора и замыслами хореографа.
Отсюда ясно, какое большое значение имеет хороший пианист для хореографа. Концертмейстер является его сподвижником от самого первого занятия и до последней репетиции на сцене, когда на смену ему приходит фонограмма. Сколько терпения, выдержки и спокойствия должно быть у такого музыканта. Находясь в самой «кухне» хореографического творчества, концертмейстер не механически исполняет музыку, а, чувствуя и понимая все мысли и действия хореографа, как бы участвует с ним в творческом процессе.
Много приходится работать с хореографом над сочинительством: танцевальных комбинаций для экзерсиса классического, народно-сценического, современного или в стиле «модерн», танцевальных этюдов или целого танца. Этот труд очень кропотливый и затрачивает достаточно много времени помимо занятий с детьми.
В процессе этой работы большую роль играет взаимопонимание с хореографом, потому что свои мысли и идеи он, чаще всего, излагает в более упрощенной форме, например: на определенном движении сделать музыку более воздушной и грациозной, или наоборот, грубее и тяжелее, где-то ускорить или замедлить, выделить более эффектное движение (махи, вращения и трюковые прыжки).
Таким образом, часто происходит то, что появляется почти новое музыкальное произведение. Особую важность здесь приобретает искусство импровизации. Нужно уметь, глядя в ноты, сразу мысленно менять фактуру, ритм, иногда размер, мелодию, количество тактов, стараясь максимально приблизить звучание к специфике упражнения так, чтобы возникало структурно, метроритмически, мелодически ясное построение.
После такой индивидуальной трудоемкой и кропотливой работы хореографа и концертмейстера сочиненные комбинации упражнений или постановка танца предлагаются на занятии воспитанникам. И здесь очень важно слаженное партнерство – хореограф – концертмейстер. Значимую роль для концертмейстера играет знание хореографической терминологии. В общении с пианистами не принято пользоваться музыкальной терминологией, так как не всем хореографам удается в период обучения профессии детально ознакомиться с музыкальной теорией. И поэтому, когда педагог обращается к занимающимся с просьбой начать тот или иной фрагмент упражнения или танцевального этюда, скажем с «тура» или с «первой диагонали», это должно быть понятно всем присутствующим: учащимся, концертмейстеру и самому педагогу.
Таблица №12. Реализация функции взаимодействия концертмейстера с хореографом

Работа над сочинительством

Комплекс знаний и умений концертмейстера

 Работа хореографа

Творческий процесс

Музыкальные знания: относительно музыкального произведения, темы и характера исполнения музыки.

Помощь хореографу находить правильные решения, вытекающие из характера музыки.

Хорошее владение инструментом.

Навыки импровизации: готовность перестраивать музыкальные произведения полностью или частично, опираясь на идеею хореографа, учитывать все замечания и предложения хореографа (по поводу темпа, штрихов, динамики, акцентирования, изменения ритмического рисунка или количества тактов)

Взаимопонимание с хореографом.

Рождение замысла.

Прослушивание музыкального произведения.

Работа по частям: поиск наилучшего хореографического выражения музыкальной мысли.

Разработка отдельных танцевальных комбинаций и их отработка (для качественного показа впоследствии на занятиях или репетициях воспитанников)

Конечный результат

Появление почти нового музыкального произведения

Рождение новых танцевальных комбинаций, этюдов или же целого танца


Функция повышения уровня исполнительского мастерства
Исполнительская деятельность на занятиях по хореографии - совершенно особый раздел искусства аккомпанирования. Сущность исполнительской деятельности заключается не только в знании своей партии. Понятно, что здесь необходим целый комплекс знаний, умений и навыков, связанных не только с искусством аккомпанирования, но и с хореографическими особенностями.
Музыкальный материал занятия должен преподноситься при помощи особых исполнительских приемов.
Для автора стало очевидным, что нужна не только соответствующая музыка, но и ее танцевальное воспроизведение. Подобными исполнительскими навыками в совершенстве владеют очень немногие музыканты (См. схему и таблицу №13).
Таблица №13.


Особые исполнительские приемы

особая

манера

подачи

Музыкальное

сопровождение

всегда должно помогать

танцевать

Необходимо темповое

соответствие

хореографического

исполнения и его

музыкального

сопровождения

Индивидуальный

подход (необходимо учитывать личные данные ребенка – технические, физиологические, психологические). Отсюда – отклонения в темпе, акцентирование, звуковая наполненность


Функция систематизации музыкального репертуара
Главнейшей задачей концертмейстера является, конечно, подбор музыкального репертуара, создание музыкальной атмосферы занятия, ведь музыка помогает понять эмоциональную подоплеку танцевальных движений, сделать их более выразительными. За многие годы работы автором данного исследования накоплен большой «музыкальный багаж». Диапазон музыкальных возможностей очень широк – от фрагментов балетных до оперных и опереточных, от сочинений, написанных специально для детей, до сложных образцов фортепианной музыки. «Но для меня очень важно, каждый раз, выбирая музыку, четко и конкретно представлять себе, насколько уместен данный материал для будущего упражнения или танца.
Весь этот накопленный опыт знаний и умений не мог просто так остаться без внимания и, в конце концов, привел меня к созданию музыкального сборника. Этот сборник – «Хрестоматия музыки для сопровождения уроков классического танца».
Данная Хрестоматия – плод моего творческого труда, результат многолетнего поиска и отбора музыкальных фрагментов, отвечающих требованиям к сопровождению занятий классического танца. Я старалась подбирать фрагменты, отличающиеся разнообразием фактуры, ритмического рисунка, темпа, размера, характера и настроения музыки. Все примеры соответствуют определенным танцевальным движениям с учетом возрастных особенностей детей.
Я хорошо знаю, что довольно часто концертмейстеры и хореографы испытывают определенные затруднения в подборе музыкального материала. Даже при наличии под руками большого количества нотной литературы тратится много времени на поиск и подбор нужных фрагментов из произведений классической и современной музыки. Я считаю, что такая хрестоматия поможет легко решить данную проблему. Этот «труд» составлен мною с целью помочь начинающим концертмейстерам сэкономить массу времени, быстрее почувствовать специфику работы в классе хореографии и, наконец, овладеть мастерством данной профессии».
В конце доклада автор пришел к следующим основным результатам:
1. В основе профессиональной педагогической деятельности лежит главная функция – управление педагогическим процессом.
Профессиональный потенциал педагога объединяет в себе многие разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя: профессиональные, гражданские, производственные и личностные. При этом все они должны быть сформированы на наивысшем уровне. По сути это главная характеристика педагога.
2. Функции современного учителя музыки представляют собой целый комплекс разнообразных способностей: педагогических и специальных. Результативность деятельности учителя музыки зависит от высокого уровня педагогических способностей и подчинения им других специальных способностей. Показателем профессионализма в педагогической деятельности является - овладение и сформированность системой профессионально значимых умений, что в свою очередь является необходимым условием для становления профессионального мастерства. Значительную роль играет творческая личность учителя музыки.
4. Самая важная в сфере дополнительного образования функция концертмейстера хореографического коллектива – музыкально-эстетическое воспитание. Концертмейстер в хореографическом коллективе – это более широкое понятие, нежели рядовой аккомпаниатор. Если обязанности последнего не выходят за рамки собственного аккомпанирования, музыкального озвучивания урока с помощью инструмента, то задачи концертмейстера включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческих начал воспитанников и формирование их эстетического вкуса.
5. Рассмотрев функцию взаимодействия концертмейстера с руководителем хореографического коллектива, выявилась главная параллель: оба специалиста находятся в едином творческом процессе. Для качественного осуществления этого процесса концертмейстеру необходим целый комплекс знаний и умений, касающихся музыкальной и хореографической сферы. Не менее важно взаимопонимание с хореографом.
Концертмейстеру необходимо постоянно повышать свой исполнительский уровень. Для этого нужно приобретать особые исполнительские навыки.
7. Первостепенное значение в деятельности концертмейстера имеет функция подбора и систематизации музыкального репертуара. В процессе этой деятельности необходим системный подход.
Вывод: Компетентность концертмейстера хореографического коллектива интегрирует несколько компетентностей: педагогических, в области хореографии, музыкальных и исполнительских. При этом все профессиональные компетентности концертмейстера хореографического коллектива направлены на эффективность, результативность и качество. От того, каким будет современный педагог-концертмейстер, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры ученика.
Май 2022