Высшая школа делового администрирования
Конференции

РОЛЬ ПЕДАГОГА ДОУ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Захария Татьяна Александровна
воспитатель
Меркулова Наталья Владимировна
воспитатель
ГБДОУ д/с № 25 Московского района Санкт-Петербурга

В наше время технологии шагнули далеко вперед. Сейчас никто не удивится, увидев ребенка в коляске с телефоном или планшетом в руках. У некоторых детей даже в самом раннем возрасте есть гаджеты, которыми они умеют пользоваться практически с рождения, при этом родители зачастую не уделяют детям достаточного количества внимания. Сейчас проще дать ребенку в руку планшет или телефон, чем ответить на его бесконечные "почему". Родители нередко перекладывают ответственность за то, чем наполнен их ребенок, на педагогов, тем самым снимая эту ответственность с себя.
Педагог ДОУ - это тот человек, который взращивает новое поколение, поэтому очень важно сейчас понимать, кто это поколение растит.
Педагог должен быть образован, развит и инициативен, быть осознанным и по-настоящему любить людей, а также обладать грамотной связной речью, чтобы научить этому своих подопечных.
Профессия педагога относится к духовно опасным профессиям. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует, как наркотик. Взгляд на педагога, как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост педагога, ведет его к эмоциональному выгоранию. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям. Учитывая, что именно в образовательной среде происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к педагогу, призванному обеспечить это становление. Истоки этих проблем — не столько социально-экономические, сколько морально-этические.
В каждой образовательной структуре есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов, готовые принимать что-то новое и делиться этим с молодыми специалистами. Этим людям удалось не только сделать процесс обучения и воспитания более эффективным, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций педагога позволяет выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.
На основе этих параметров был создан психологический портрет педагога. Хороший педагог справедлив и честен перед собой, своими воспитанниками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым. Настоящий Мастер гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемых дисциплинах, не травмируя личность ребенка, демонстрируя желание помочь и поддержать. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему педагогу свойственно положительное восприятие самого себя, воспитанников, коллег. Такой педагог умеет разглядеть и усилить сильные стороны воспитанников и «подтянуть» слабые.
Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие:
1. Принятие каждого воспитанника, признание и уважение его как личности.
2. Благополучное психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность.
3. Позитивное самовосприятие.
4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.
5. Ответственность.
Все эти параметры можно выявить с помощью методики «Психологический портрет учителя», в основу которой легли представления авторов о хорошем педагоге, подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями об эффективности преподавательской деятельности и собственным многолетним опытом работы с детьми.
Теоретические основы методики — учение А.А.Ухтомского о доминанте, труды В.Сухомлинского, духовно-ориентированная психология Т.А.Флоренской, Я-концепция Р.Бернса, подходы У.Джеймса, А. Маслоу, К.Роджерса, Т.Гордона.
Методика «Психологический портрет учителя» помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для воспитанников, их родителей и коллег, и принять решение — меняться самому, менять работу или оставить все, как есть.
Авторы методики - Зоя Васильевна и Галина Владимировна Резапкины — потомственные преподаватели. Психология — их вторая профессия, необходимая для решения задач воспитания и обучения детей и подростков, развития их интересов, склонностей и способностей. Они убеждены, что многое зависит от учителя, поэтому такое внимание уделяют вопросам профессионального и личностного роста учителя, формированию профессионально важных качеств. Методику «Психологический портрет учителя» создали, когда убедились, что преподавательская аудитория требует подходов и методов психодиагностики, отличных от традиционных. К сожалению, формат данной статьи не позволяет включить в нее опросник вместе с ключами, т.к. мы ограничены количеством печатных знаков, но данная методика есть в свободном доступе и ее можно использовать для самодиагностики.
Наш опыт работы показал на практике, что догмы, о которых говорит Мария Монтессори, не пустой звук. Обладая всеми вышеназванными качествами, соответствующим образованием и определенным кругозором, педагог может научить ребенка учиться, что является одним из ключевых навыков современного человека.
Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца «просчитать» с помощью самых хитроумных тестов. Такая цель и не ставилась. Задача данной методики — дать педагогу «информацию к размышлениям» — информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим воспитанникам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Май 2022