воспитатель
Филиал МБДОУ "Детский сад № 43" - "детский сад № 40", Славгород
Образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации.
Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования).
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
Индивидуализация предполагает:
— индивидуально ориентированную помощь в реализации базовых потребностей
— создание условий для максимальной реализации, заданных природой
(наследственных) способностей и возможностей, характерных для конкретного ребенка
— поддержку ребенка в духовном саморазвитии, развитии способности
к самоопределению
Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребёнка «быть самим собой».
Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики), в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Основные задачи педагогической поддержки:
– помощь ребенку в личностном выборе, соотнесение личностных и общественных потребностей;
– поддержка в ходе самоисследования, самоанализа, работа над собой;
– помощь ребенку в самоутверждении, самовыражении.
Основной педагогической тактикой является тактика поддержки ребенка (активности, инициативы, способностей)
Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.
Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.
Реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетенцией, сообразных дошкольному детству.
· Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка
· Изменение содержания образовательной деятельности
· Организация предметно- пространственной среды
· Взаимодействие детского сада с семьей
Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их В условиях официального дошкольного образования индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях.
Индивидуализация обучения может распространяться на целую группу детей.
Группа представляет собой уникальное микрообщество: принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых в этой группе. Пример групповой индивидуализации: две параллельные группы одного детского сада. В одной группе больше времени требуется на освоение счета (рассказывание, работа с гуашью и др.). В другой группе на эту же работу нужно намного меньше времени и усилий. Еще пример: личная увлеченность педагога вопросами экологического образования. Можно заинтересовать детей вопросами экологии и проводить соответствующую работу. Все дети нашей группы лепят из глины. Родители довольны, детям интересно.
Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, когда несколько детей группы проявляют большой интерес к конструированию из различного вида конструкторов, другие ребята с удовольствием рисуют. Некоторые дети группы посещают кружок рисования, другие – танцевальные студии.
Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе.
Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.
Методы индивидуализации образовательного процесса.
Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом метода реагирования.
Внимание педагога направлено на поддержку инициативы, активности и самостоятельности детей.
Примером обучения на основе метода реагирования является использование модели трех вопросов: что дети знают, что хотят узнать и какими путями. Дети получают ответы на интересующие их вопросы. Например, тема «Новый год». Провели неформальный опрос, что дети знают про новый год, затем выяснили, что хотят узнать. Чтобы узнать ответы на свои вопросы, предположили: надо прочитать в книжках, посмотреть передачу, узнать у взрослых. Таким образом воспитатели создают условия, чтобы дети получали ответы на интересующие их вопросы.
Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности. Вместо того, чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети.
Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов.
Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними. Например, разные конструкторы по сложности, наборы паззл из разного количества, разнообразный бросовый материал и т. д. Подобная вариативность позволяет создавать оптимальные условия для индивидуализации.
Спонтанная индивидуализация – педагог использует представившуюся возможность индивидуально реагировать на каждого ребенка (или небольшую группу детей). Например, два ребенка поспорили из-за игрушки. Обучив детей основным правилам взаимодействия, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно, что называется «здесь и сейчас». Такое спонтанное взаимодействие является гораздо более мощным инструментом воспитания и обучения, чем заранее запланированная беседа с этическим содержанием.
Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительных лесов».
В основе этого метода идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития — границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг. Педагог как будто создает «строительные леса», по которым ребенок поднимается выше. Задача взрослого вовремя увидеть приближение нужного момента и предложить (показать) более сложный или принципиально новый вариант исполнения того или иного действия (рисунка, постройки и т. д.). Какое-то время педагог не вмешивается в действия ребенка, предоставляя ему действовать путем проб и ошибок, далее – повторяет процесс прямой или косвенной помощи. Например, наблюдаем за ребенком, который выкладывает кубики на столе горизонтально, мы параллельно можем выложить другую конструкцию или предложить ребенку еще пару кубиков. А дальше уже выбор за ребенком – попробовать так же или проигнорировать. Так постепенно помогаем ребенку перейти на более высокий функциональный уровень. На фото: раздача материала (раскрасок) с учетом возможностей детей, с учетом разного темпа выполнения задания, с учетом интереса и опыта.
Метод иррадиирущего (распространение, увеличение) обучения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий: 1- действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки». 2 — действие: «Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам». 3 — действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере». Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Если такая передача опыта культивируется в группе как ценность, то постепенно новые сведения или новый опыт станут достоянием многих. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.
Итак, для обеспечения индивидуализации обучения необходимо, чтобы ребенок:
— имел возможность выбора (содержание, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства и т. п.)
– в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность
— получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывались в «могу»
— имел опыт кооперации с другими людьми.