воспитатель
ФКДОУ Детский сад "Росинка", Пензенская область, г. Кузнецк-12
Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка. Он развивается в предметной деятельности, повседневном общении детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятиях и упражнениях, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Самое главное в работе
1. Развитие словаря:
· активизация и обогащение словаря по теме;
· описание предметов, особенностей строения;
· называние действий с данными по теме предметами;
· называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
2. Формирование грамматических представлений:
· упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
· упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
· употребление предлогов;
· составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
2 младшая группа (от 3 до 4 лет)
- Помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
- Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
- Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
- Учить детей нераспространенные простые предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого) переводить в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
- Предоставлять детям возможность для словотворчества (притолстился, не рассмешливай меня), тактично подсказывать общепринятый образец слова.
- Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении.
- Совершенствовать умение правильно использовать предлоги; предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных» (употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, медвежата- медвежат); правильно употреблять формы множественного числа родительного падежа существительных (вилок. яблок, туфель).
- Учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (лежать, ехать, бежать, хотеть).
Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао).
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Дидактические игры и упражнения….
Речь – это инструмент развития высших психических функций человека.
Дидактическая игра «Угадай героя сказки»
Дидактическая игра «Расскажи сказку"
Дидактическая игра «Угадай профессию»
Дидактическая игра «Кто сидит в машине?»