учитель
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ СЕРГЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА ХИХИНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧАПАЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Основная цель современного образования – подготовка разносторонней личности гражданина своей страны. А педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» меняется характер педагогической деятельности. Теперь учителю необходимо научить детей не получать знания в готовом виде, а добывать их самостоятельно в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег (1790-1866). Школа не должна научить на всю жизнь. Она должна научить учиться всю жизнь, эффективно использовать полученные знания на практике.
Поэтому одним из путей повышения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагога. Для современного педагога его профессия – это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку
Только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающегося – право на качественное образование.
Там, где нет движения, нет и жизни. И, если мы хотим жить во временном потоке XXI века, нам надо все время меняться и учиться.
КРИТЕРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
§ умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
§ умение вести школьную документацию на электронных носителях;
§ ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности;
§ готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности;
§ использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности.
Под профессиональными компетенциями педагога имеется в виду способность преподавателя решать профессиональные задачи с помощью собственного опыта, знаний и практических навыков.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
Ø интеллектуально-педагогическая компетентность– умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Ø коммуникативная компетентность– значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
Ø информационная компетентность– объем информации педагога о себе, воспитанниках, коллегах;
Ø рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Ø конструктивная компетентность – способность проектировать личность обучающегося, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями.
Пути развития профессиональной компетентности педагога:
ü работа в методических объединениях и творческих группах,
ü исследовательская, экспериментальная деятельность,
ü инновационная деятельность,
ü освоение новых педагогических технологий,
ü различные формы педагогической поддержки,
ü активное участие в педагогически конкурсах, мастер – классах · обобщение собственного педагогического опыта
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Предметная компетентность включает:
ü знания в области преподаваемой дисциплины;
ü ориентацию в современных исследованиях по преподаваемой дисциплине;
ü владение методиками преподавания дисциплины (умение ориентироваться в разнообразии различных методов и приемов обучения);
ü использование современных педагогических технологий обучения.
Психолого-педагогическая компетентность рассматривается как:
ü владение базовыми психолого-педагогическими знаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач;
ü умение выявлять индивидуальные способности студентов и строить образовательный процесс с их учетом;
ü умение выявлять пробелы в знаниях и умениях студентов, реализовать индивидуальные способы работы по ликвидации пробелов;
ü умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами, коллегами, родителями;
ü умение создавать благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе.
Методическая компетентность это:
ü умение планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал;
ü умение организовывать различные формы занятий;
ü умение реализовывать деятельностный подход к обучению и умение организовать учебную работу студентов;
ü умение применять инновационные технологии обучения;
ü квалифицированное применение здоровьесберегающих технологий обучения;
ü умение использовать приемы педагогической техники при формировании ключевых компетенций студентов;
ü умение организовывать самостоятельную работу на занятиях и во внеурочной деятельности.
Каким бы высоким не был уровень или мастерство педагога, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока педагог стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, он обязан заниматься самообразованием. Любое развитие грамотного человека должно происходить не спонтанно, а целенаправленно и планомерно
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Педагог 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность.