Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кускова Ирина Леонидовна
учитель начальных классов
МБОУ "Отрадненская СОШ № 2", п. Отрадное Воронежской области

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
В содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике.
Одним из средств формирования у обучающихся системы универсальных знаний, умений, навыков является использование различных форм организации обучения в начальных классах.
Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.
Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. При такой организации в классе, который состоит из 26-30 человек, нет возможности высказаться каждому ученику, а учитель не может контролировать уровень усвоения изучаемого материала, своевременно видеть проблемы каждого, корректировать их. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы.
Индивидуальная форма работы выражается в самостоятельности ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.
При организации парной работы два ученика выполняют какую-то часть работы совместно. Парную работу учителя начальных классов используют на уроках всех дисциплин при проверке домашних заданий, взаимопроверке классных самостоятельных работ. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.
Парная работа, как простейший вид групповой, может быть использована уже в первые дни обучения в первом классе: при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счете предметов на уроке математики.
Важнейшие особенности этой формы:
- половина учащихся говорит, половина слушает (минимальное количество участников — 4 человека);
- каждый участник является попеременно то учеником, то учителем;
- ближайшая цель каждого ученика — учить других всему, что знаешь сам;
- каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей.
Парно-коллективная форма предполагает, что ученик на уроке работает не в одной паре, а в нескольких. Закончив работу с одним одноклассником, находит другого, который также закончил работу и организует новую пару для дальнейшей работы. Такая форма известна еще под названием работы в парах сменного состава. В настоящее время широкое распространение получила методика совместной работы учащихся в парах сменного состава по карточкам.
Методика совместной работы в паре по вопроснику довольно простая. Один ученик ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является учеником более подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно. Если возникли затруднения с ответом, то ответ дает проверяющий, но после этого они вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла необходимость, примеры, подтверждающие правило. Такое доучивание происходит на первом этапе работы по данному вопроснику. Если же отвечающий сравнительно легко и правильно отвечает и не нуждается в специальном доучивании, то проверяющий отмечает только те пункты (вопросы), по которым нужно еще поработать.
Парная форма позволяет рассмотреть поставленную проблему, задавать друг другу вопросы, разбирать непонятные моменты при выполнении зданий и даже проверять и анализировать работу товарища. Но все это будет эффективным лишь при определенных условиях, а именно в том случае, когда дети это умеют делать, или когда учитель предоставил им опоры для коммуникации (заранее заготовленные вопросы, памятки, таблички и др.). Одним из главных преимуществ парной работы в том, что она предоставляет возможность высказать свои мысли каждому ученику на уроке, делиться своим со своими одноклассниками.
Таким образом, в зависимости от характера материала, целей и типа урока, видов учебной работы, дающих важный вклад в процесс усвоения, организационная структура «фронтальная форма и индивидуальная работа учащихся» может быть дополнена парной работой учащихся, которая обеспечивает речевую фазу процесса формирования мыслительного действия.
Исследования американского психолога Д. Гудлэда показывают, что на уроке в традиционной школе учащийся со средним уровнем активности говорит на уроках по делу только 7 минут в день. Этого времени недостаточно, чтобы сформировать активную образовательную позицию каждого школьника. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.
В образовании вопрос сотрудничества является одним из основных. Яркими авторами его раскрытия являются Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, С.Т. Танцоров, которые вывели общие заключения:
1. Очень многие задачи обучения и воспитания решаются в том случае, если учитель имеет дело не с отдельным ребёнком, а с детским сообществом.
2. Ребёнку для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе и учебная) не только с взрослыми, но и со сверстниками.
3. Одна из важнейших задач педагогов – организовать сотрудничество между детьми во всех сферах школьной жизни, в том числе и в чисто учебной сфере, которая считалась монополией взрослых.
Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения, потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Главными признаками групповой работы учащихся являются:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и сам их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Групповая работа - шаг к индивидуализации обучения. Ученик, решая общие задачи, готовит себя к решению задач индивидуально (ставить перед собой учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, анализировать, моделировать, контролировать и оценивать).
Следует заметить, что в 1-2 классах следует мотивировать учащихся к работе в группах. В 3-4 классах способствовать переходу к индивидуальной форме. В течение первых двух лет нужно научиться сотрудничеству, умению высказать свою точку зрения, умению анализировать, выполнять аналитическую работу, давать оценку своим товарищам. Когда ребёнок научится этому в коллективе, он должен перенести это умение на индивидуальную учебную, а потом любую деятельность.
Учебное взаимодействие на уроке должно выстраиваться по нескольким линиям: ученик-учитель, ученик-учитель-ученик, ученик-ученик. Только тогда будет достигнут необходимый качественный уровень личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Поэтому необходимо применение нескольких форм организации учебной деятельности на уроке, так как каждая из них выполняет определенные функции.
Май 2022