Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

Куликова Лариса Николаевна
воспитатель
ГБОУСОШ № 3, г. Нефтегорск

Каким же должен быть учитель нового поколения? Какими он должен обладать компетенциями?
Мы часто задаемся этим вопросом. Если мы заглянем в историю педагогики, то увидим и вспомним, как зарождался потенциал научных идей классиков, как складывались педагогические взгляды К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, мастера педагогического труда С.Т. Шацкого, педагога-гуманиста XX века А.С. Макаренко.
Педагогический опыт – это главный источник знаний и накопленного передового опыта лучших педагогов. Исторический опыт дает возможность из всего созидательного наследия наших предшественников выделить что-то педагогически ценное, осознать его и рассматривать как источник новых идей, целей, содержания и путей развития современного образования.
Идеи и ценный практический опыт Василия Александровича Сухомлинского, заслуживает внимательного рассмотрения.
В.А. Сухомлинский смог реализовать свои идеи гуманной педагогики на практике, формируя и воспитывая духовную, гармоничную и счастливую личность школьника. Основу его деятельности составляла искренняя любовь к детям и убежденность в реализации своих воспитательных идей.
Став создателем лаборатории педагогических методик, ученый-педагог сделал свою школу почти научным учреждением и всю свою жизнь проработал в ней.
За годы огромной творческой деятельности и практической работы Сухомлинский привнес много новых плодотворных идей в методику воспитания детей.
Школа, в поселке Павлыш, стала его исследовательской лабораторией и экспериментальной площадкой. Здесь он реализовал свои творческие проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток.
Успешно проводились семинары и коллоквиумы по педагогике и психологии, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, функционировал и развивался родительский клуб.
Многие из апробированных педагогом инноваций были высоко оценены педагогической общественностью и стали внедряться в практику образовательной деятельности других школ. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях.
Итогом всей исследовательской работы стала книга «Сердце отдаю детям», за которую ученому была присуждена Государственная премия УССР (посмертно, 1974 году).
Педагог считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности.
В чем же был секрет эффективности воспитания в школе народного учителя В.А. Сухомлинского?
Дело в том, что задачи воспитательного процесса решались на межличностном уровне, в процессе тесного общения: ребенок – ребенок, ребенок – коллектив, ребенок – учитель.
В.А. Сухомлинский считал, что суть воспитания заключается в коммуникации, в диалоге, общении с ребенком:
• воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов, общение идет на равных;
• общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня, его осознанных духовных предпочтениях;
• в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого;
• ребенок и учитель всегда должны быть искренними в своих эмоциях.
Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают доверительные и гармоничные взаимоотношения наставника и ученика. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.
Вся педагогическая система, созданная Сухомлинским, была основана на принципах гуманизма, опиралась на ключевую идею – признание личности ребенка как высшей ценности. Сухомлинский разделял идеи педагогики сотрудничества.
Он считал, что любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и системно. Поэтому такой подход позволил ему достигать созидательных результатов в воспитании гармонично развитой личности.
Он утверждал, что у человека формируется характер в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в это время, ложится прочно, становится второй натурой человека. В.А. Сухомлинский выводит важнейшую формулу воспитания детей. «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца». Поэтому основной гуманной установкой в воспитании педагога было воспитание без наказания. В школе Сухомлинского отношения между учащимися и учителем строились на основе следующих положений:
• отметка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения и только в старших классах;
• учитель всегда должен вызывать доверие, быть человечным, но при этом иметь большой авторитет среди детей;
• школа должна поддерживать в ребенке его изначальное желание учиться, мотивировать на отличную учебу;
• никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний;
• нужно быть другом и наставником; помогать детям понять себя, развивать свой талант и способствовать личностному росту;
• нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту;
• важно и необходимо приглашать в школу родителей, но только для одобрения поступков ребенка;
• коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде;
• личность и коллектив – это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.
Особой убежденностью великого учителя В.А. Сухомлинского было то, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Необходимо подходить к каждому ребенку индивидуально, учитывая особенности его физиологии, психологии, уровня социализации. Важно научить его владеть эмоциями; помочь понять, оценить и выработать правильное мировоззрение, волевые качества личности ребенка, и тогда проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.
Необходим индивидуальный подход к воспитанию каждой отдельной личности.
Важными представляются изменения в направленности мотивации личности. Сегодня личность как активный субъект взаимодействия должна быть мотивирована на самостоятельную деятельность через получаемые знания (интернет, телевидение, и сети и пр.), а также через построение собственной программы воспитания и саморазвития. Вся система личностной и коллективной коммуникации должна работать на преобразование личности, ее воспитание, на самореализацию и саморазвитие.
Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость коллективного творчества и духовного роста. А учитель, по словам Сухомлинского, только тот, кто может быть учителем, кто имеет к этому призвание, верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.
Важную роль в воспитательном процессе Сухомлинский отводит труду.
Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески.
А творческий труд способен раскрыть природные задатки ребенка, развить интерес и мотивацию к творческой деятельности и этим самым дать толчок его саморазвитию.
Другим важным компонентом воспитания В.А. Сухомлинский считает природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. Уход за животными, посадка цветов, птичья кормушка – все это учит читать природу, понимать красоту и беречь ее.
Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только через воспитание культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы.
Выше всего В.А. Сухомлинский ставил потребность человека в человеке.
Это основа создания духовной общности людей. Такое воспитание делает человека мудрым, коммуникабельным, терпимым и неагрессивным.
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы.
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» – эти слова педагога также стали известным афоризмом. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.
Сухомлинский организовал обучение родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за два года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую главную жизненную ценность.
Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность, на формирование достойной и мыслящей личности. Его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему вперед.
И сейчас многие методики и идеи В.А. Сухомлинского очень актуальны.
Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей В.А. Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, способных стать плодотворными в современной школе. Сухомлинский – автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей.
У В.А. Сухомлинского огромное количество цитат и афоризмов, дошедших до наших дней и не утративших былой актуальности. Его высказывания посвящены нормам жизни и поведения, воспитанию, формированию личности ребенка и семейной жизни. И это далеко не весь перечень сохранившихся мудрых и необходимых в наши дни мыслей великого учителя.
Сухомлинский вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший собственную самобытную концепцию воспитания и претворивший ее в жизнь через деятельность простой сельской школы. Вместе с А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского признали лучшим в области развития педагогики не только в родном государстве, на территории Советского Союза, но и во всем мире. Плодотворные и созидательные идеи педагогов-практиков не утратили своей актуальности и сегодня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2007. 574 с.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа. 1973.288
3. Грохольская О.Г. Дидактические системы русских педагогов: краткий исторический экскурс // История и педагогика естествознания. 2017. No 2. С. 25–31.
4. Грохольская, О.Г. Гуманистическая направленность стратегии развития образования сегодня // Педагогика. 2016. No 8. С. 31–38.
Май 2022