Высшая школа делового администрирования
Конференции

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ (НЕЗРЯЧИХ) ДЕТЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Трубникова Яна Евгеньевна
воспитатель
Шабалина Людмила Юрьевна
воспитатель
МАДОУ детский сад № 13, Томская область, г. Томск

Игра «На приеме у доктора» (3 – 4 года).
Цель: развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Задача: развивать у детей навык показывать части своего тела по словесной инструкции: «Подними правую руку», «Топни левой ногой», «Покажи правое ухо», «Покажи левый глаз» и т.п.
Материалы и оборудование: костюм доктора для переодевания.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в «Больницу» и представить, что они пришли на прием к доктору (эту роль сначала может взять на себя взрослый, а в дальнейшем и любой ребенок из группы). «Доктор» просит ребят показать определенные части тела и следит за правильностью выполнения задания. При необходимости поправляет ответы детей.
Игра «Знакомство с соседом» (3-4 года).
Цель: развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Задача: формировать у детей навык определения направления по отношению к себе: впереди — сзади, справа — слева.
Материалы и оборудование: игрушки мишка, зайчик, матрешка, кукла.
Ход игры: ребенок садится на коврик, а вокруг него (спереди, сзади, справа и слева) расставляются игрушки (мишка, зайчик, матрешка, кукла). Это его соседи. Воспитатель просит ребенка познакомиться с ними, потрогать и определить, какая игрушка с какой стороны находится. Далее воспитатель может уточнить «Кто сосед справа? Слева? Спереди? Сзади?».
Игра «Поездка на машине» (4-5 лет).
Цель: развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Задача: развивать навык ориентировки на листе бумаги: выделять правую (левую) сторону, середину листа бумаги и т.п.
Материалы и оборудование: лист бумаги с наклеенными крест – накрест полосками из плотного картона шириной 1 – 2 см, игрушечная маленькая машина.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку поиграть с машинкой и представить ситуацию, что водитель на машине приехал на парковку (лист бумаги с наклеенными полосками) в один из магазинов и ему нужно припарковать машину. Сначала необходимо проехать на машине до середины листа, потом свернуть направо (налево). Можно продолжить игру и попросить ребенка провести машинку в обратном направлении.
Игра «Расскажи про свой узор» (5-6 лет).
Цель: развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Задача: закрепить в практике понятия слева, справа, вверху, внизу.
Материалы и оборудование: картинка с выпуклым рисунком на каждого ребенка.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку познакомиться с картинкой тактильно, а потом рассказать, как расположены элементы рисунка:
Что в правом верхнем углу?
Что в левом верхнем углу?
Что в левом нижнем углу?
Что в правом нижнем углу?
Игра «Узоры на ковре» (5-7 лет).
Цель: развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Задача: развивать навык ориентировки на листе бумаги: выделять правую (левую) стороны, середину листа бумаги, верхний правый (левый) угол, нижний правый (левый) угол.

Материалы и оборудование: бархатная бумага размером А4, геометрические фигуры из фетра (фоамирана).
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку стать дизайнером и придумать свой узор для ковра. Для этого необходимо взять бархатную бумагу и расположить на нем симметричный рисунок из геометрических фигур, проговаривая, какую фигуру и в какую часть ковра он кладет.
Игра «Найди игрушку» (5-7 лет).
Цель: развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Задача: развивать навык ориентировки в пространстве по словесной инструкции.
Материалы и оборудование: игрушки.
Ход игры: «Ночью, когда в группе никого не было - говорит воспитатель, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает и за шторой находит другую игрушку и т.д.
Игра «Путешествие по комнате» (6-7 лет).
Цель: развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Задача: развивать навык ориентировки в помещениях группы и детского сада.
Материалы и оборудование: листы бумаги с написанными заданиями.
Ход игры: Буратино с помощью воспитателя дает детям задания: «Дойди до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то воспитатель помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».
Игра «Встань на место» (6-7 лет).
Цель: развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Задача: развивать у детей навык в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Ход игры: воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» и т.д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

Май 2022