Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (УМСТВЕННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ)

Зубкова Ирина Юрьевна
воспитатель
МБДОУ Детский сад № 110, Нижний Новгород,
Нижегородская область

Цель работы – определить сущность реализации дифференцированного коррекционного обучения, систематизировать дифференцированные приемы коррекции интеллектуального развития для каждой типологической подгруппы воспитанников на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Одним из важных направлений работы по коррекции интеллектуального развития являются занятия по ознакомлению с предметами окружающего мира. Предмет – первый объект познания ребенка, причем самый доступный. Большое значение имеет предметная деятельность, которая развивает восприятие, мышление, создает основу для интеллектуального развития. Умственно отсталым детям в силу недоразвития психических процессов (восприятия, мышления) и предметной деятельности присущи характерные особенности представлений о предметном мире: дети с трудом выделяют отдельные предметы из окружающей обстановки; не замечают их признаки, не в состоянии самостоятельно и правильно освоить действие с предметом, запомнить его название, назначение. Все это затрудняет ориентировку в окружающей действительности.
Диагностика показала, что все шестилетние дети нашей группы имеют очень неоднородный запас знаний и представлений об окружающем. Именно поэтому мы видим необходимость в дифференцированном обучении на занятиях.
Дифференциация обучения – это группировка воспитанников на основе их сходных типологических особенностей. После проведения диагностического обследования мы определили три подгруппы детей для проведения занятий. Возникла необходимость в организации разноуровневого подхода к проведению занятий.
Сущность дифференцированного подхода мы видим
• в частном, временном изменении ближайших задач;
• в перестраивании содержания по объему и количеству материала, степени его сложности;
• в вариативном изменении организующих форм проведения занятий;
• в варьировании методов и приемов, которые должны приспосабливаться к индивидуальным особенностям детей;
• в разработке систем заданий различного уровня трудности и объема.
Задачи интеллектуального развития на занятиях по ознакомлению с окружающим заключаются в следующем:
1. Формирование и обогащение знаний и представлений о предметах окружающего мира.
2. Коррекция и повышение уровня интеллектуального развития, развитие всех видов восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, мелкой моторики.
3. Формирование простейших способов интеллектуальной деятельности – обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение их с другими предметами; анализ, обобщения, умозаключения, выводы и др.
4. Формирование общей познавательной активности, развитие интереса к окружающему, потребности узнавать новое.
Все задачи решаются с применением индивидуально-дифференцированного подхода. При одном одинаковом задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от нарушений в развитии ребенка. В процессе одного занятия для каждой подгруппы одна и та же цель достигается разными приемами и методами.
Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:
– дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
– индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения;
– введения специальных видов помощи, а именно:
– зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;
– речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка, затем ребенок сам сопровождает свои действия речью; на следующих этапах – дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах – учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
– совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки.
Приемы для коррекции интеллектуального развития мы подбирали, основываясь на известные технологии Е.А. Стребелевой (мышление), О.П. Гаврилушкиной (игра, конструирование), А.А.Катаевой и Е.А. Стребелевой (дидактические игры), Э.В. Лапошиной (ознакомление с предметами), Л.Ф. Фатиховой (общеинтеллектуальные умения).
Рассмотрим дифференцированное использование приемов интеллектуального развития на всех этапах занятия.
Любое занятие начинается с организационного момента, когда побуждается интерес к занятию, развивается положительная эмоция к интеллектуальной деятельности, побуждается мотивация к выполнению заданий. Для каждой подгруппы мотивация должна быть близкой и понятной.
Для первой подгруппы мы использовали игровую ситуацию, где кукла приехала на автобусе и просит покатать ее, использовали прием – непосредственных игровых действий с игрушками и совместное с педагогом проговаривание этих действий.
Для второй подгруппы мы использовали игровую практическую ситуацию – помочь куклам выбрать из представленных игрушек (грузовая машина, автобус), на чем можно ехать в детский сад.
Для третьей подгруппы – игровые проблемно-практические ситуации. Например, помочь Незнайке выбрать, на чем доехать до детского сада.
Для детей, не умеющих заниматься в подгруппе, побуждающим моментом на занятия мы практиковали использование приема «расписание в картинках».
Материал для каждой подгруппы детей тоже подбирали различный, с учетом особенностей детей подгруппы. Процесс освоения учебного материала детьми строили так, чтобы постоянно была опора на все группы анализаторов и использовали материал для перцептивных действий. Для каждого подгруппового занятия подбирали материал с разным уровнем сложности. Варьировали и объем используемого материала.
Для первой подгруппы мы использовали яркие крупные и мелкие игрушки, настоящие предметы посуды, мебели, одежды и т.д.; доски Сегена, красочные иллюстрации.
Для второй подгруппы – игрушки, предметные иллюстрации, муляжи, наложенные изображения, наборы для сортировки.
Для третьей подгруппы детей - использовали предметные и сюжетные иллюстрации, макеты, муляжи, показ иллюстраций и звуковых отрывков из детских фильмов на ноутбуке, простейшие схемы и модели, контурные изображения, дидактические и логические игры.
Методы и приемы коррекции интеллектуального развития на занятиях.
1. Формирование и обогащение знаний и представлений о предметах окружающего мира.
Для первой подгруппы мы использовали практические и игровые методы обучения. Приемы: рассматривание предмета, совместное обследование предметов пальчиком, обучение действию (машину катаем, кубики в нее загружаем, за веревочку везем), сопровождая словесными пояснениями; дидактические игры: «Покорми куклу», «Покатай куклу в коляске», «Оденем куклу» и т.д. Основной метод обучения в этой подгруппе – предметно-практическая деятельность посредством применения моторно-перцептивных действий (ощупывание, вкладывание).
Во второй подгруппе основной метод обучения – наглядно - практическая деятельность. Приемы: рассматривание предметов, зрительное соотнесение с изображением с использованием действий приложения, примеривания. Детей этой подгруппы мы постоянно поощряли к комментированию своих действий, путем совместного проговаривания названий и действий, повторения названий и действий за педагогом, ответов на наводящие вопросы. Здесь мы активно использовали игровые приемы, направленные на развитие мыслительной деятельности: «Покорми кукол», (на столе нет ложек); «Довези кубики в машине», (машина без колес)
В работе с детьми третьей подгруппы при знакомстве с новыми предметами мы опирались на уже имеющиеся у детей знания и использовали, в основном наглядные и словесные методы. Это рассматривание иллюстраций и беседа по ним, просмотр отрывков видеофильмов с обсуждением.
2. Знакомство и обогащение знаний о свойствах, качествах и признаках предметов. Формирование простейших способов интеллектуальной деятельности.
В качестве основных приемов коррекции интеллектуального развития у детей первой подгруппы мы использовали упражнения наложению, приложению, обследованию, выполняли действия «рука в руке». Все это дополняли словесным комментированием каждого действия, жестовой инструкцией, с широким применением наглядных средств. При обучении использовали предметно-игровые действия.
С детьми второй подгруппы использовали показ выполнения способа действий, упражнения конструктивного характера, речевой образец комментирования, проговаривание последовательности выполнения задания, дополнительными вопросами привлекали к речевому планированию действий. При обучении использовали и игровые ситуации с непосредственными действиями с игрушками, и иллюстрации.
С детьми третьей подгруппы использовали приемы словесного анализа образца, моделирование, рисованные схемы, косвенные подбадривающие вопросы, пояснения, указания. При обучении использовали дидактический и иллюстративный материал, муляжи, модели.
Задания для каждой подгруппы также отличались разным уровнем сложности. Задания для детей первой подгруппы включали в себя репродуктивную деятельность. Для детей второй подгруппы к репродуктивной деятельности добавлялась частично-поисковая, а для детей «сильной подгруппы» мы использовали частично-поисковые и проблемные задания.
Используемые нами игры и упражнения для коррекции интеллектуального развития умственно отсталых дошкольников мы занесли в таблицу, начиная с простых заданий для детей первой подгруппы к более сложным заданиям для детей сильной подгруппы
Дифференцированное использование игр и упражнений для коррекции интеллектуального развития

Процессы интеллект. деятельности

Использование коррекционных приемов, игр и упражнений.

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

Развитие целостности и структурности восприятия предметов

Анализ и синтез.


- игры-вкладыши (с использованием упражнений по обучению примериванию);

-д/и «Волшебный мешочек» (2-4 предмета, найди предмет по предъявленной картинке);

-«Сделай целое» (с деталями строителя);

-«Сложи картинку» (2-4 части, сначала приемом наложения);

-«Игрушки-половинки»;

-«Картинки-половинки»

- игры-вкладыши с большим кол-м предметов;

-д/и «Волшебный мешочек» (покажи на картинке то, что достал, назови вместе со мной, повтори сам, 4-6 предметов);

- «Отремонтируй мебель, машину…» (собери целое из частей);

-«Разрезные картинки» (4 части, с обучением рассматривать и анализировать образец, выполнять работу рядом с образцом)

-«Угадай, о чем рассказала» (выбор предъявленных иллюстраций или игрушек);

-д/и «Волшебный мешочек» (назови, что достал, 6 и более предметов);

-«Чего не хватает на картинке»;

-«Дорисуй предмет»;

- игры «Танграм»;

- загадки;

- «Сложи картинку» (4-6 частей со сложной конфигурацией разрезов)


Развитие умений находить общие и различающие признаки. Сравнение

-«Найди, где нарисована такая же игрушка» (сличение игрушки с изображением);

-«Парные картинки»;

-«Собери все такие» (сортировка по цвету с заданным эталоном, или по форме с заданным эталоном, по величине);

-«Разложи» (2-3 кучки по разным заданным эталонам цвета, формы, величины)

-«Новоселье трех медведей» (расстановка мебели, посуды по величине);

-«Собери сервизы, комплекты одежды…» (по 4 основным цветам);

-«Найди свой домик» (по форме);

-совместное составление и обсуждение предметной схемы для последующего рассказывания о предмете (предмет, 4 цветных карандаша, 4 формы и т.д.)

-«Найди похожие» (самостоятельное выделение группировки с последующим словесным объяснением);

-«Найди и расскажи, чем не похожи» (сервизы посуды, кукольная одежда и т.д.);

-Составление описательных рассказов о предметах с опорой на наглядную схему

Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов

-«Принеси такие»;

-«Напоим кукол чаем»;

-«Оденем куклу на прогулку»;

-«Найдем одежду большой кукле и маленькой куколке»;

-«Перевезем кубики в грузовой машине, а кукол – в автобусе»

-«Сгруппируй картинки» (одна и та же посуда (одежда, транспорт), но разного цвета или формы);

-«Накроем столы к чаю, к обеду»;

-«Подбери посуду, в которой будем готовить обед»;

-«Найди гаражи для машин» (по форме).

-«Назови одним словом» (по иллюстрациям);

-«Развесь одежду в разные шкафы» (женская, мужская, детская);

-«Разложи картинки с транспортом на панно» (летает, плывет, едет);

-«Расскажи, какая бывает (посуда, обувь…) с использованием наглядных иллюстраций;

-«Из чего сделано?» (посуда пластмассовая, стеклянная, деревянная).

Формирование умений выполнять классификацию

-«Загрузи синюю и красную машины такими же кубиками»;

-«Сложи одежду для куклы в шкаф, а посуду поставь на стол» (с игрушечными предметами);

-«Парные картинки» (3-4 пары картинок в единственном и множественном числе: одна машина, много машин…)

-«Разложи картинки на две кучки» (иллюстрации посуды и одежды);

-«Разложи картинки одежды маме, папе и дочке (к большим иллюстрациям);

-«Найди и назови транспорт, который летает (едет по рельсам) …»

-«Разложи картинки» (картинки с изображением предметов посуды, мебели, одежды – по 4-8 штук каждого вида). Расскажи, почему так разложил, назови одним словом;

-н/и «Подбери недостающую картинку» (на листе три картинки одежды или обуви, или мебели, или транспорта, и оставлено место для четвертой, которую нужно выбрать из множества маленьких картинок);

-«Собери весь транспорт» (подбор картинок по обобщающему понятию)


Итак, основными приемами, используемыми нами в работе с детьми первой подгруппы, явились:
– внесение игрушек; совместное рассматривание, обследование, обыгрывание игрушек, предметов, действий с ними; непосредственные игровые действия с предметами; упражнения подражательно-исполнительного характера, упражнения по обучению моторно-перцептивным действиям (ощупывание, вкладывание); проведение занятий в форме дидактической игры.
Для детей второй подгруппы основными приемами коррекционной работы были:
– создание игровых ситуаций; упражнения в наглядно-практической деятельности (зрительное обследование, действия примеривания); использование свернутой формы предметно-игровой деятельности; показ и рассматривание предметов и их изображений; речевой образец комментирования действий с предметами; словесные игры «Скажи – повтори», «Договаривание слов в конце фразы», «Повторение слов за педагогом»; использование пальчиковой и речедвигательной гимнастики по лексическим темам; совместное составление предметной модели для рассказывания о предмете.
В третьей подгруппе использовались следующие коррекционные приемы:
–зрительно-речевой анализ образца, анализ алгоритма выполнения задания, пояснения, напоминания, поручения, совместное составление схем и моделей для рассказывания о предметах, использование игровых проблемных ситуаций, развивающие дидактические игры, использование ИКТ.
Таким образом, изучая одну и ту же тему на занятиях по ознакомлению с окружающим, приемы использовались дифференцированно разные для каждой подгруппы воспитанников с учетом особенностей их потенциального и ближайшего интеллектуального развития.
Май 2022