Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ» (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ» (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Гаррыбаева Жамила Бердиевна
воспитатель
Структурное подразделение МОУ "СОШ № 82"
Детский сад "Совёнок", г. Саратов
Цель саморазвития:
-          повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
-          повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
-          развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
-          создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе;
-          привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
-          повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
-          изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
-          обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
-          создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
-          поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность и формировать эмоциональную активность. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе средствами труда.
-          привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Этап работы над темой самообразования: 2 года
Актуальность
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения.
На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
1.         Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
2.         Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
3.         Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
4.         Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
5.         Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
-          изучение нормативно-правовых документов;
-          участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
-          ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
6.         Создание эколого-развивающей среды (центр природы).
7.         Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
8.         Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
9.         Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
10.      Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
11.      Проведение досугов, экологических, народных праздников.
12.      Изготовление экологического лэпбука.
13.      Участие в конкурсах.
Формы работы с детьми:
-          совместная деятельность воспитателя с детьми:
-          индивидуальная работа с детьми
-          свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
-          анкетирование родителей
-          консультации
-          индивидуальные и групповые беседы
-          родительские собрания
-          оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
-          привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и др.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные, технология проблемного обучения (необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие.)
Ожидаемые результаты для детей:
Предполага­ется получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоцио­нального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о неко­торых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнози­ровать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпри­нимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Кроме того, предполагается эмоцио­нальное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыс­лить, самостоятельно делать обобще­ния (умственное развитие), обогаще­ние словаря, развитие наблюдатель­ности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоци­ативного мышления.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
-          повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
-          повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
-          пополнена РППС
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
-          Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
-          Реализация и презентация проектной деятельности;
-          Презентация и обобщение опыта педагога по теме самообразования;
-          Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
Приложение
План деятельности воспитателя по теме самообразования
1 этап: Информационно-аналитический
Изучение методической литературы по теме самообразования
II этап — внедрение в практику
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
III этап — представление опыта работы по теме самообразования.

План работы с детьми


1.                  Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:

-                   моделирование ситуаций;

-                   игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);

-                   опытно-исследовательская деятельность;

-                   разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

-                   просмотр мультфильмов;

-                   экологические спектакли

2.                  Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

-                   «Масленица»;

-                   «Пасха»;

-                   «День Земли»;

-                   «День птиц»;

-                   «День посадки деревьев»;

-                   «Всемирный день охраны окружающей среды».

3.                  Проведение сезонных выставок поделок;

4.                  Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;

5.                  Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

-                   «Значение воды в жизни людей»;

-                   «Зеленая аптека»;

-                   «Синичкин день»;

-                   «Покормим птиц зимой»;

-                   «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;

-                   «Морские млекопитающие»;

-                   «Естественные водоемы Земли»;

-                   «Что такое заповедник»;

-                   «Путешествие по заповедникам»;

-                   «Мы друзья природы»;

-                   «Лес и наше здоровье»;

-                   «Поможем природе»;

-                   «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

6.                  Проекты:

-                   «Огород на подоконнике»;

-                   «Экологическая тропа»

7.                  Экологические акции:

-                   «Птичья столовая»;

-                   «Скворушка»

8.                  Чтение художественной литературы:

-                   В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;

-                   Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

-                   Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;

-                   С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;

-                   Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;

-                   В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

-                   Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;

-                   Ю. Демянская «Дом Земли»;

-                   Н. Т. Бромлей «Охотник»

9.                  Заучивание наизусть:

-                   Николай Забило «Любимый край, моя земля»;

-                   В. Орлов «Общий дом»;

-                   П. Воронько «Журавль»

10.               Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.

11.               Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.

План работы с родителями:

1.                  Анкетирование родителей по экологии.

2.                  Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.

3.                  Разработка и проведение консультаций для родителей:

-                   «Экология и мы»;

-                   «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»

-                   «Игры экологического содержания»;

-                   «Ребенок и природа»;

-                   «Птичья столовая»;

-                   «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

-                   «Чистая планета Земля»

4.                  Памятки для родителей:

-                   «В каких продуктах «живут» витамины»;

-                   «Синичкин день»;

-                   «Экологическое воспитание»;

-                   «Берегите природу»;

-                   «Мы против мусора»;

-                   «День Земли»;

-                   «День птиц»;

-                   «День посадки деревьев»;

-                   «Зеленая весна»;

-                   «Всемирный день окружающей среды»

5.                  Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;

6.                  Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;

7.                  Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;

8.                  Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

9.                  Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

10.               Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;

11.               Привлечение родителей к созданию альбомов:

-                   «Растения нашего края»;

-                   «Берегите природу»;

-                   «Дикие животные России»

-                   Экологические акции:

-                   «Птичья столовая».

-                   «Зеленая весна»

12.               Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.

13.               Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.

Июнь 2022 сценарий