Гаррыбаева Жамила Бердиевна
воспитатель
Структурное подразделение МОУ "СОШ № 82"
Детский сад "Совёнок", г. Саратов
Цель саморазвития:
- повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
- повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
- развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
- создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе;
- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
- поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность и формировать эмоциональную активность. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе средствами труда.
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Этап работы над темой самообразования: 2 года
Актуальность
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения.
На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
2. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
3. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
4. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
5. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
- изучение нормативно-правовых документов;
- участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
6. Создание эколого-развивающей среды (центр природы).
7. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
8. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
9. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
10. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
11. Проведение досугов, экологических, народных праздников.
12. Изготовление экологического лэпбука.
13. Участие в конкурсах.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и др.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные, технология проблемного обучения (необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие.)
Ожидаемые результаты для детей:
Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
- пополнена РППС
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
- Реализация и презентация проектной деятельности;
- Презентация и обобщение опыта педагога по теме самообразования;
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
Приложение
План деятельности воспитателя по теме самообразования
1 этап: Информационно-аналитический
Изучение методической литературы по теме самообразования
II этап — внедрение в практику
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
III этап — представление опыта работы по теме самообразования.
План работы с детьми
1. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
- моделирование ситуаций;
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- экологические спектакли
2. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
- «Масленица»;
- «Пасха»;
- «День Земли»;
- «День птиц»;
- «День посадки деревьев»;
- «Всемирный день охраны окружающей среды».
3. Проведение сезонных выставок поделок;
4. Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
5. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
- «Значение воды в жизни людей»;
- «Зеленая аптека»;
- «Синичкин день»;
- «Покормим птиц зимой»;
- «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
- «Морские млекопитающие»;
- «Естественные водоемы Земли»;
- «Что такое заповедник»;
- «Путешествие по заповедникам»;
- «Мы друзья природы»;
- «Лес и наше здоровье»;
- «Поможем природе»;
- «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
6. Проекты:
- «Огород на подоконнике»;
- «Экологическая тропа»
7. Экологические акции:
- «Птичья столовая»;
- «Скворушка»
8. Чтение художественной литературы:
- В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
- С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
- Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
- В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
- Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
- Ю. Демянская «Дом Земли»;
- Н. Т. Бромлей «Охотник»
9. Заучивание наизусть:
- Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
- В. Орлов «Общий дом»;
- П. Воронько «Журавль»
10. Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
11. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
План работы с родителями:
1. Анкетирование родителей по экологии.
2. Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
3. Разработка и проведение консультаций для родителей:
- «Экология и мы»;
- «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
- «Игры экологического содержания»;
- «Ребенок и природа»;
- «Птичья столовая»;
- «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
- «Чистая планета Земля»
4. Памятки для родителей:
- «В каких продуктах «живут» витамины»;
- «Синичкин день»;
- «Экологическое воспитание»;
- «Берегите природу»;
- «Мы против мусора»;
- «День Земли»;
- «День птиц»;
- «День посадки деревьев»;
- «Зеленая весна»;
- «Всемирный день окружающей среды»
5. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
6. Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
7. Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
8. Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
9. Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
10. Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
11. Привлечение родителей к созданию альбомов:
- «Растения нашего края»;
- «Берегите природу»;
- «Дикие животные России»
- Экологические акции:
- «Птичья столовая».
- «Зеленая весна»
12. Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
13. Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.