Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Жукова Анна Викторовна
воспитатель
ГБОУ СОШ № 1 ОЦ с. Кинель-Черкассы СП д/с "Аленушка"
Введение. Перед обновляющейся системой дошкольного образования в настоящее время, с учетом внедрения федерального государственного образовательного стандарта, стоит много серьезных задач, и важнейшая из них - обеспечение условий для проектирования индивидуальной траектории профессионального саморазвития (ИТПС) воспитателей и саморазвития основных субъектов образовательного пространства - воспитателей и воспитанников детских садов. Создать в дошкольном образовательном учреждении условия, способствующие развитию личности воспитанника, может только тот педагог, который сам встал на путь систематического саморазвития.
Деятельность воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования и внедрение новых технологий становится все более инновационной по своей сути. Само время предъявляет к педагогам такие требования к их компетенции как профессионализм, мобильность, способность к творчеству и проектированию ИТПС.
Широкий круг исследований, посвященных проблеме профессионального саморазвития педагога, подтверждает, что данная проблема является значимой для современной образовательной практики, представляет интерес для исследователей.
Вместе с тем существует необходимость совершенствования технологии организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, и подготавливать педагогических работников учреждений дошкольного образования к участию в инновационной деятельности, осознанием необходимости проектирования ИТПС воспитателей ДОУ в условиях инновационной образовательной среды.
Формулировка цели статьи. Проблема обеспечения эффективного проектирования ИТПС воспитателей дошкольного учреждения в условиях инновационной образовательной среды, формирования компетентных педагогов ДОУ достаточно актуальна в педагогике на современном этапе ее развития.
Таким образом, можно определить актуальность данной статьи: в педагогике разработаны теоретические основы профессионального саморазвития педагога, обоснована взаимосвязь между саморазвитием и эффективностью его профессиональной деятельности. Вместе с тем, считаем важным, что в недостаточной мере раскрыта сущность проектирования ИТПС воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях инновационной образовательной среды, а также необходимо учитывать тот аспект, что большинство администраций учреждений дошкольного образования не готово обеспечить эффективное проектирование ИТПС педагогического коллектива ДОУ.
Необходимость решения данной проблемы и потребность в её теоретическом и методическом обеспечении обусловили выбор темы научного исследования: «Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития воспитателей детских садов в условиях инновационной образовательной среды».
Цель исследования — теоретически обосновать необходимость и экспериментально проверить модель ИТПС воспитателя дошкольного учреждения в условиях инновационной образовательной среды.
Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития российского общества система дошкольного образования играет важную роль в общей системе образования и является ее первым звеном, активно влияющим на будущее стабильное экономическое развитие страны. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. А в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования дошкольное детство становится одним из важных этапов развития человека, важным не как подготовительный этап к последующему развитию, а сам по себе, способствующий всестороннему развитию детей и обеспечивающий равные возможностей для самореализации с учетом личных возможностей способностей. На современном этапе это создает новые условия, инновационную среду, где необходима адаптация всех участников образовательного процесса, как детей, так и воспитателей и руководящих кадров. Происходящие социально-экономические преобразования обусловливают совершенствование системы дошкольного образования, технологии организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ, что приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы (введение нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности воспитателя и детей); к необходимости профессионально-творческого саморазвития педагогов.
В этом аспекте на первый план выходит педагогическое творчество, которое предполагает открытость педагога к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми профессиональными знаниями и умениями, наличие гибкого профессионального мышления, мотивационной готовности к инновациям, зрелого педагогического мировоззрения. В творчестве педагог реализует и утверждает, свои профессиональные силы и способности и развивает себя сам. Прослеживая особенности феноменологии саморазвития личности как субъекта деятельности, исследователи акцентируют внимание на значении профессиональной деятельности как оптимального условия его саморазвития.
Объектом профессионального саморазвития педагога становятся педагогическое творчество и педагогическая компетентность. Под педагогической компетентностью понимается уровень развития профессиональных качеств педагога, в достаточной мере удовлетворяющий социально-опосредованным требованиям к ним [1, с. 25].
В литературе сущность профессионального саморазвития педагога раскрывается через описание механизмов самоактуализации, самопознания, самоорганизации, самообразования и самореализации.
Профессиональное саморазвитие педагога - это сложное, педагогическое явление элементами которого выступают - с одной стороны самореализация педагога в профессиональной и творческой деятельности, а с другой - сформированные деятельности по самопознанию и самоорганизации.
Педагогическое творчество определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Цель профессионального саморазвития педагога состоит не только в актуализации творческого потенциала, совершенствовании профессионально-творческих качеств, но и в построении стратегии собственного профессионального роста.
Выводы. Процесс профессионального саморазвития воспитателя ДОУ будет тем эффективнее, чем более он направлен на создание в дошкольном образовательном учреждении инновационной среды, т. е. системы условий для постоянного поиска, обновления приемов и способов педагогической деятельности; системы условий, которые способствуют проявлению и развитию творческой индивидуальности воспитателя, формированию у него авторской педагогической технологии, а это в свою очередь является результатом проектирования ИТПС воспитателей ДОУ.
Литература.
1. Михайлова, Н. Н. Личность педагога и его профессиональная компетентность / Н. Н. Михайлова // Новые педагогические исследования. -2003. - №4. – С. 26-34.
2. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365с.
Июнь 2022